Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О дополнениях в Международном морском кодексе по опасным грузам
14.02.2020

О дополнениях в Международном морском кодексе по опасным грузам

В соответствии с резолюцией Международной морской организации (далее – ИМО) MSC.122(75), Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (далее - МКМПОГ) приобрел обязательную силу согласно главе VII Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - СОЛАС).

С 01.01.2020 года в силу вступили изменения и дополнения к МКМПОГ, детализирующие категории опасных грузов, уточняющие порядок хранения и размещения некоторых видов груза, а также предусматривающие дополнительные требования к их упаковке.

Большинство стран регулирует перевозку опасных грузов в соответствии с требованиями СОЛАС (части А и А-1 главы VII конвенции). Дополнительно, перевозка веществ, способных загрязнить морскую среду регулируется положениями Приложения III к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее – МАРПОЛ). МКМПОГ объединяет основные требования двух конвенций, являясь стандартным руководством по перевозке опасных грузов морским транспортом.

МКМПОГ содержит в себе рекомендации по обращению с конкретными видами веществ, квалифицирующихся, как опасные. Кодекс предоставляет разъяснения терминологии, правила упаковки, хранения и размещения таких грузов, включая правила их разделения, нанесения ярлыков и опознавательных знаков. Наконец, МКМПОГ предусматривает правила поведения в случае чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с перевозкой опасного груза.

Несмотря на то, что основными субъектами, применяющими МКМПОГ, являются перевозчики и грузовладельцы, его положения принимаются во внимание и другими участниками индустрии морского транспорта: производителями, агентами, собственниками тары и упаковки, а так же перевозчиками – участниками смешанной транспортировки (автомобильный, железнодорожный транспорт).

МКМПОГ состоит из двух частей.

Часть 1

Часть 2

 

Общие положения, определения, подготовка

Перечень опасных грузов

Классификация опасных грузов

Специальные правила и исключения

Положения об упаковке и танках

Глоссарий

Процедуры отправки

Оглавление

Конструкция и проверка упаковки и тары

 

Транспортные операции с грузами

 

Нарушение положений МКМПОГ имеет существенное значение для установления вины / халатности / небрежности участников индустрии морского транспорта в случае возникновения споров по морской перевозке опасного груза. Собственник судна утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное действующим законодательством, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Игнорирование положений МКМПОГ может свидетельствовать о такой неосторожности.

При перевозке опасных грузов, члены экипажа судна, а также работники грузоотправителя должны быть в состоянии идентифицировать опасный груз, обладать знаниями о порядке упаковки, погрузки и выгрузки такого груза.

Инциденты с опасными грузами несут повышенный риск возникновения риска различных видов имущественной ответственности. Ущерб может быть причинен не только морской среде, но и имуществу третьих лиц, включая грузы, оборудование и портовую инфраструктуру. В связи с необходимостью устранить последствия инцидента может возникнуть демередж судна, а также административная ответственность, в том числе при таможенном декларировании грузов.

Исходя из изложенного, участникам индустрии морского транспорта, занятым в перевозках опасных грузов, рекомендуется обратить внимание на положения МКМПОГ, в том числе те, что вступили в силу с этого года.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020