В настоящее время существуют различные схемы по владению судами. Одни компании приобретают суда в целях их долгосрочного использования в повседневной деятельности, другие участники рынка заключают договоры бербоут – чартера под определенные проекты, некоторые организации фрахтуют суда по договорам тайм – чартера для выполнения единичных перевозок или работ. Независимо от правового основания владения судном, любое лицо, заинтересованное в его использовании на территории РФ, сталкивается с вопросами таможенного оформления и бременем по уплате таможенных платежей. В настоящей статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся судов, помещенных под процедуру временного ввоза (допуска).
Размер платежей, подлежащих оплате при ввозе и помещении судна под таможенную процедуру, как правило, рассчитывается, исходя из цены сделки или стоимости судна. Между тем, любой декларант заинтересован в наиболее экономически целесообразном «режиме» выполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Такой «режим» может быть предоставлен судовладельцу при регистрации судна в Российском международном реестре судов (далее – РМРС)[1], который освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС)[2], а также от уплаты таможенных пошлин[3].
Для получения указанной льготы декларант обязан в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в РМРС. После получения льготы декларанты частно сталкиваются с проблематикой ее сохранения при передаче судна в тайм – чартер, поскольку таможенные органы по результатам проведенной в отношении декларанта камеральной проверки принимают решение о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с нарушением заявителем таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а именно в связи с передачей судна в тайм – чартер.
Судебная практика по данной категории дел различна, но большинство судебных решений принимается в пользу декларанта – судовладельца. Суды указывают, что при помещении судов под таможенную процедуру временного ввоза декларанты не используют льготы, предусмотренные для данной таможенной процедуры, а заявляют льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины и НДС, связанную с включением судна в РМРС. В свою очередь, обязанность по оплате таможенных платежей в отношении судна, включенного в РМРС, возникает при его исключении из данного реестра[4]. Соответственно, включение судна в РМРС является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания НДС и ввозной таможенной пошлины, право на использование которых утрачивается при исключении судна из реестра.
Противоположная судебная практика складывается, исходя из толкования пункта 2 статьи 222 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), согласно которому временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, за исключением случаев, когда допускается их передача во владение и пользование иным лицам в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи. Суды полагают, что передача судов в тайм-чартер иному лицу свидетельствует о нарушении процедуры временного ввоза (допуска), а именно условия об ограничении по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами.
С указанным доводом сложно согласиться, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) передача судна во владение и пользование третьего лица не является основанием для исключения судна из РМРС. Кроме того, необходимо учитывать, что в международном торговом мореплавании при заключении договора тайм-чартера (фрахтования судна на время) судно передается в пользование совместно с услугами членов экипажа судна в целях осуществления услуг перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания[5]. Таким образом, субъект, осуществляющий правомочие владения судном как вещью, не меняется.
Заказчик услуг перевозки (фрахтователь по договору тайм – чартера) приобретает право использования свободных площадей судна для перевозки и право пользования услугами экипажа. Напротив, по договору бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) в пользование и владение передается само судно[6]. При этом право плавания под Государственным флагом РФ может быть предоставлено временно судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору только бербоут-чартера, при заключении договора тайм-чартера такое право не предоставляется. Указанное также свидетельствует о том, что правомочие владения в данном случае не передается, соответственно, не является основанием для изменения записи в реестре. При тайм-чартере передается исключительно пользование судном как транспортным средством и услуги экипажа.
Между тем, норма пункта 2 статьи 222 ТК ЕАЭС предполагает совместную передачу обоих правомочий: владения и пользования, что соответствует природе бербоут-чартера, но не тайм-чартера.
Как следует из пункта 4 статьи 222 Таможенного кодекса ЕАЭС, основанием для уплаты таможенных платежей при нарушении условий таможенной процедуры временного ввоза является не передача товаров во владение и пользование иному лицу как таковая, а факт передачи без разрешения таможенного органа. Данное регулирование основано на международно-правовом стандарте, закрепленном в пункте «b» статьи 8 Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26.06.1990), согласно которому передача права пользования режимом временного ввоза любому другому лицу может разрешаться, если это лицо берет на себя обязательства лица, на которое первоначально распространялись льготы режима временного ввоза.
Следовательно, последствия в виде возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, возникают в тех случаях, когда передача временно ввезенного товара во владение и пользование третьего лица затрудняет осуществление таможенного контроля и создает риск неуплаты таможенных платежей. Однако в отношении судна, включенного в РМРС, и переданного по договору в тайм – чартер, обязанность по уплате ввозных таможенных платежей отсутствует.
Младший партнер Адвокатского бюро Санкт – Петербурга «Инмарин»
Дремова Стефания
[1] РМРС был создан в целях создания экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование российских и иностранных судов, имеющих все преимущества «удобного» флага. Одним из экономических условий функционирования РМРС является особый режим импорта судов.
[2] П. 12. Ст. 150 Налогового кодекса РФ.
[3] П. 7.1.6 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза».
[4] Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 «О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов».