Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О страховании грузов при осуществлении морских перевозок
17.01.2020

О страховании грузов при осуществлении морских перевозок

Фундаментально неверное восприятие реальных рисков, связанных с перевозкой грузов морским транспортом, приводит к отказу от организации страхового покрытия на груз грузовладельцами. Такой отказ лишает владельцев грузов возможности возместить убытки, связанные с утратой товаров в процессе перевозки, ставя их в зависимость от решений перевозчика по вопросам возмещения.

Не смотря на стоимость страхового покрытия в районе 0,5% от цены перевозки, грузовладельцы часто не выступают страхователями грузов, которые отправляют / получают морем. Причиной является не только надежда на то, что перевозка пройдет без происшествий, но и убеждение, что груз застрахован иными лицами (контрагентами, перевозчиками и т.д.).

При покупке товаров на условиях FOB (Incoterms), грузовладелец отказывается от страховки в связи с переходом рисков в отношении груза в момент его погрузки на судно. Между тем, существует несколько видом поставки FOB. Условия «FOB (destination) предусматривают обязанность грузоотправителя нести ответственность за груз вплоть до его доставки в пункт назначения. Такая ответственность не возникает лишь при выборе условий поставки «FOB Origin».

В случае поставки товаров на условиях CIF (Incoterms), включающих страхование, нередко грузоотправитель страхует груз лишь до первого порта перевозки, исключая покрытие на дальнейшем отрезке следования.

Между тем, ни одна перевозка не может быть полностью безопасной, а степень риска зависит от метода транспортировки грузов, маршрута, добросовестности перевозчика и стивидоров. При этом установить реальную причину порчи груза при перевозке бывает сложно, а также всегда занимает существенное время, в период которого грузовладелец уже мог бы получить возмещение, если бы у него имелось страховое покрытие.

Отказ от страхования происходит, первостепенно, из отсутствия всестороннего понимания условий договора, а также распределения ответственности при его исполнении. Кто и на каком отрезке пути несет ответственность за сохранность груза? И даже если поставка происходит полностью на риск поставщика, не будет ли для получателя более выгодно организовать страхование, чтобы защитить собственные интересы в случае убытка?

Оценка реальных рисков, связанных с перевозкой, не базируется исключительно на общей стоимости груза. Необходимо уточнять репутацию перевозчика, контрагента, маршрут следования и опасности, связанные с погодными и иными условиями на нем. Большие, дорогостоящие партии груза не могут не страховаться, так как нередко перевозке подлежат сложные товары, ущерб которым более вероятен.

Грузовладельцы отказываются от страхования груза, надеясь, что все претензии возможно будет разрешить мирным путем, в рамках партнерских отношений с перевозчиками и поставщиками. На практике, однако, далеко не все стороны готовы платить для сохранения партнерских отношений. Взыскание убытков в судебном порядке сопряжено с большими расходами, в том числе на защиту интересов в иностранных юрисдикциях, и даже в случае удовлетворения требования его исполнение не гарантировано платежеспособностью ответчика.

Обращение в суд за взысканием некрупных сумм требования является выгодным для грузовладельца только если для этого по контракту выбрана удобная, дешевая юрисдикция. В большинстве случаев споры в крупными перевозчиками переносятся в Англию, что автоматически подразумевает расходы, значительно превышающие размер допустимого ко взысканию ущерба. Это делает обращение в суд экономически нецелесообразным для грузовладельца. Дополнительно, ему придется столкнуться с вопросами признания и приведения на территории России в исполнение решения иностранного суда, - еще большие расходы и трудности в отсутствие международных соглашений о взаимном признании с Россией.

Исходя из вышеизложенного, отказ от страхования груза – это риск, который участники индустрии морского транспорта нередко принимают осознанно, но иногда это происходит из-за отсутствия полного понимания реальных расходов и последствий отсутствия такого страхования. Грузовладельцам рекомендуется оценить действительные условия сделок по поставке товаров морем, рассмотрев возможность страховать наиболее крупные и ценные партии груза.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020