Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О содержании гарантийных бондов по общей аварии
17.01.2020

О содержании гарантийных бондов по общей аварии

Вопросы общей аварии нередко регулируются по нормам английского права. В деле Navalmar UK Limited v. (1) Ergo Versicherung AG & (2) Chubb European SE (BSLE Sunrise) [2019] EWHC 2860 (Comm) суд разбирался с тем, имеет ли право лицо, выдавшее бонд по общей аварии, а дальнейшем заниматься ее оспариванием.

В соответствии с фактическими обстоятельствами дела, на пути в Антверпен судно село на мель. Владелец объявил общую аварию, в том числе в связи с произведением ремонта, после чего грузы в сохранности были доставлены в порт назначения.

Грузовладельцы предоставили судовладельцу бонды и гарантии по стандартной форме Lloyd’s Average Form. Страховщики грузов предоставили владельцу бонды и гарантии по форме Ассоциации Аджастеров и Института Лондонских Андеррайтеров (Association of Average Adjusters and Institute of London Underwriters).

По условиям гарантии, гарант должен оплатить либо «надлежащую часть любой пропорции общей аварии который может в будущем быть признан законным», либо «любой взнос по Общей аварии… который может быть далее признан подлежащим оплате в отношении груза».

В дальнейшем, грузовладельцы и страховщики оспорили право владельца требовать взнос по общей аварии на основании оговорки о его вине (Правило D Йорк-Антверпенских Правил 1974 года), а так же в связи с тем, что судовладелец нарушил статью III, правило 1 Правил Гаага-Висби, не сделав судно мореходным для перевозки.

Судовладелец не согласился, что страховщики, подписавшие гарантию по форме Ассоциации Аджастеров и Института Лондонских Андеррайтеров имеют право оспаривать свою обязанность оплатить взносы по общей аварии. Он указал, что выданные гарантии создают для страховщиков безусловную обязанность оплаты, в соответствии с прецедентом в деле Maersk Neuchatel [2014] Lloyd's Rep. Plus 66.

Суд не согласился с судовладельцем. В указанном деле фрахтователь выдал гарантийное письмо в интересах грузовладельцев, в котором принял на себя обязанность «оплатить надлежащую часть любой Общей Аварии и / или Специальных Сборов, которая в дальнейшем может быть признана подлежащей оплате по диспаше, подготовленной аджастерами». Таким образом, фрахтователь привязал свою обязанность оплатить взнос к выводам аджастеров.

Суд указал, что бонды и гарантии выдаются совместно, для одной цели, и зависят от реальных прав и обязанностей, которые возникают у участников морского предприятия по общей аварии. Выдача бонда или гарантии не является безусловной. Оплате подлежат те взносы, которые являются законными, а законность требования владельца может быть опровергнута по Правилу D Йорк-Антверпенских Правил 1974 года.  

Выводы по делу Maersk Neuchatel [2014] Lloyd's Rep. Plus 66 не могут быть использованы в сложившейся ситуации, так как текст гарантий, выданных сторонами, принципиально отличается.

Исследуемое дело подтверждает назначение гарантий по общей аварии и порядок их применения. Текст гарантии не должен быть безусловным, без привязки к тем взносам, которые являются законными и обоснованными. При использовании стандартных форм бондов и гарантий, у сторон сохраняется право на представление возражений против требований владельца по общей аварии.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2020