Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О подаче уведомлений о готовности судна строго в соответствии с условиями чартера
13.12.2019

О подаче уведомлений о готовности судна строго в соответствии с условиями чартера

В недавнем решении Bilgent Shipping v ADM International ([2019] EWHC 2522 (Comm) Высокий суд в очередной раз напомнил о важности четкого соблюдения условий подачи нотисов судовладельцем в чартере. Особенную важность соблюдение положений приобретает в случае, если при нарушении у фрахтователя возникает право расторгнуть договор.

Участниками по делу было заключено два договора чартера: основной чартер с судовладельцем и субчартер с заказчиком перевозки. Оба чартера устанавливали, что нотис о готовности судна к грузовым операциям подается «между 8.00 часами и 17.00 часами с понедельника по пятницу, либо с 8.00 часов до 11.00 часов в субботу».

Оба документа так же предоставляли фрахтователю право расторгнуть договор в одностороннем порядке, однако, момент возникновения права на расторжение отличался. Основной чартер предусматривал, что чартер может быть расторгнуть при непредъявлении нотиса до 23.59 часов в воскресенье. Субчартер предусматривал такое право, если нотис не предъявлен до полудня воскресенья.

Судовладелец подал нотис о готовности судна в 7.14 часов в воскресенье. Подача состоялась до полудня и до 23.59 часов, в связи с чем судовладелец считал такую подачу правомерной. Фрахтователь по основному чартеру не согласился и расторг договор вечером того же дня. Заказчик по субчартеру совершил расторжение тогда же.

Высокий суд указал, что расторжение субчартера было правомерным, а вот основной чартер был расторгнут незаконно. По изначальному правилу, условие о времени подачи нотисов согласовано сторонами не просто так, и его нельзя игнорировать. Судовладелец нарушил чартер, не подав уведомление в установленное время, в результате чего у заказчика перевозки с 12.00 часов воскресенья возникло право расторгнуть договор.

Такое право возникло бы и у фрахтователя по основному чартеру, однако по договору расторжение можно было проводить только после 23.59 часов воскресенья. Фрахтователь поторопился с расторжением, не дождавшись указанного времени, в результате чего его действия были признаны судом неправомерными.

Решение Bilgent Shipping v ADM International ([2019] EWHC 2522 (Comm) в очередной раз указывает на важность согласования условий при подписании последовательных чартеров. Разночтения в тексте чартера и субчартера способны породить негативные последствия для их участников, либо предоставить различные, отличающиеся права и обязанности по договору.

При отсутствии согласованности условий последовательных договоров, любая из сторон может оказаться ответственной перед контрагентом без возможности возместить свои убытки в порядке регресса.

Условия о сроках, времени и порядке подачи уведомлений рассматриваются судами строго, а расширительное толкование даже при наличии дополнительных условий о том, когда возникают иные права и обязанности по договору, не допускается.

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2019