Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О праве на вывод судна из чартера по английскому праву в случае нарушения договора фрахтователем
20.09.2019

О праве на вывод судна из чартера по английскому праву в случае нарушения договора фрахтователем

Фрахтование судов всегда было сопряжено с рисками отсутствия финансирования и нарушения платежных обязательств. Судовладелец, передающий свое судно в коммерческое распоряжение фрахтователя на длительный срок, нередко остается в неизвестности: способен ли фрахтователь будет оплатить фрахт в следующей месяце, через полгода или даже через год?

Для управления рисками, судовладельцы внедряют в чартеры различные дополнительные права, возникающие в случае дефолта фрахтователя по уплате фрахта. Одним из таких прав, содержащихся как в индивидуальных, так и в стандартных договорах, является вывод судна из чартера при нарушении платежных обязательств фрахтователем.

Указанное право вывода судна кажется наилучшим способом оградить себя от бесплатной работы по чартеру, однако судовладельцам, к чьим договорам применяется английское право, рекомендуется использовать данное право со всей осторожностью. В случае, если судно выводится из чартера не в установленный срок, в нарушение согласованного порядка или по основаниям, не предусмотренным в чартере, сам судовладелец уже становится нарушителем договора, обязанным возместить причиненные фрахтователю убытки.

Выводу судна из чартера должно предшествовать очевидное нарушение фрахтователем положений договора, на устранение которого ему требуется предоставить время. Судовладелец не имеет право вывода судна, если оно не предусмотрено в договоре, так же как не может вывести судно из чартера без предупреждения.

Английская практика оперирует понятием «против формальной оговорки», по которому до вывода судна из чартера требуется подать уведомление о допущенном нарушении, предоставив время для его исправления. Право на вывод возникает только после того, как уведомление не исполнено, а нарушение не исправлено.

Уведомление должно быть подано вовремя и в надлежащей форме. Запрещается подавать уведомление до момента наступления просрочки в исполнении обязательств – до полуночи последнего дня срока на оплату фрахта (The Afovos [1983] 1 Lloyd’s Rep. 335).

Так же нельзя подавать уведомление о нарушении слишком поздно, задерживая направление нотиса на неразумный срок. Практика рекомендует фиксировать нарушение условий договора, дающих право на вывод судна из чартера, и направлять уведомление о таком нарушении в течение двух дней (The “Laconia” [1977] 1 Lloyd’s Rep. 135). В случае, если судовладелец задерживает направление нотиса, его поведение может быть неразумным, а в защите прав ему может быть отказано.

Существенное значение имеет правильность оформления уведомления. Оно должно содержать ссылки на договор, нарушение, а также иметь четкое требование о его устранении с указанием на сумму задолженности и срок оплаты. В случае, если срок на устранение установлен в чартере, судовладелец не должен допускать разночтения между нотисом и условиями договора.

Наконец, уведомление должно содержать указание на последствия не устранения нарушения – вывод судна из чартера. Судовладелец должен четко указать на то, что он осуществит вывод, а не «оставляет за собой право вывести», так как данное право и так оставлено за ним по договору. Нотис является документом прямого действия – он порождает для судовладельца не только права, но и обязанности по выводу судна.

Нотис должен быть направлен способом и по адресу, установленным в договоре. В ином случае, фрахтователь может требовать признания нотиса ненадлежащим и не имеющим юридической силы.

Оценка допустимости и целесообразности вывода судна из чартера должна производиться с учетом множества факторов. Основной из них – имеется ли на борту груз третьих лиц, погруженный по распоряжению фрахтователя-должника? В случае, если судно имеет груз на борту, а судовладельцем выданы коносаменты, обязанность по доставке груза в порт назначения никак не зависит от наличия / отсутствия факта нарушения со стороны фрахтователя по чартеру.

Отказ в доставке груза может подвергнуть судовладельца риску получения требований со стороны грузополучателей, держателей коносаментов. Одновременно с этим, при выводе судна из чартера, судовладелец лишается права требовать фрахт за перевозки. Договор может предусматривать право судовладельца требовать возмещения убытков в форме упущенной выгоды, однако в иных случаях это право у него может не возникнуть. 

Основываясь на всем вышеизложенном, существует комплекс существенных правовых и практических аспектов, связанных с выводом судна из чартера в связи с нарушением фрахтователей. Судовладельцам рекомендуется внимательно изучать условия договоров и проводить всестороннюю подготовку к выводу, если решение воспользоваться таким правом имеется и принято.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2019