Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О приостановке работы судна в чартере по английскому праву в связи с нарушением договора фрахтователем
13.09.2019

О приостановке работы судна в чартере по английскому праву в связи с нарушением договора фрахтователем

Не всегда судовладелец, предоставляющий судно в пользование по договору чартера, заинтересован в его полном выводе из распоряжения фрахтователя. Такой вывод полностью прекращает действие договора чартера, приводя к его досрочному расторжению. Если судовладелец имеет сведения об общей платежеспособности фрахтователя, задержавшего оплату фрахта, или о возможности получить оплату от поручителя или третьих лиц, действенным механизмом понуждения фрахтователя к оплате может служить временное прекращение работы судна в чартере.

В период прекращения расходы на содержания судна могут быть уменьшены, а фрахтователь испытывает реальное давление в связи с необходимостью изыскать средства и оплатить фрахт для продолжения коммерческой эксплуатации судна.

Право приостановить работу судна должно быть предусмотрено договором, с указанием случаев, когда такая приостановка будет считаться законной и обоснованной. Судовладельцу рекомендуется изучить условия чартера, а также оценить риски, которые могут быть сопряжены с остановкой работы. В случае признания остановки неправомерной, убытки и расходы, связанные с отказом в исполнении коммерческих инструкций фрахтователя, могут быть отнесены на счет судовладельца. К таким убыткам относятся, например, дополнительные портовые сборы в связи с отменой доступного причала для разгрузки.

Договор чартера может предусматривать обязанность судовладельца направить фрахтователю уведомление о допущенном нарушении договора, при отсутствии устранении которого работа судна будет приостановлена. Если такое уведомление предусмотрено, судовладелец обязан подавать его в срок и по форме, установленной в чартере во избежание признания его незаконным. Стороны имеют право согласовать приостановку работы судна без уведомления, что является значительно более выгодным для судовладельца.

В случае, если оплата фрахта не производится фрахтователем преднамеренно и осознанно, а не по ошибке, третейские суда встают на сторону судовладельца, освобождая его от необходимости подавать какие-либо уведомления, даже если они предусмотрены договором (London Arbitration 17/14). Между тем, такие дела всегда сопряжены с необходимостью доказать злонамеренность действий фрахтователя, а также его осознанное уклонение от уплаты, в том числе при наличии у него денежных средств. Таким образом, рекомендуется подавать уведомление, если оно предусмотрено договором, во избежание последующих споров.

Принимая решение о приостановке работы судна, судовладелец так же должен оценить риски предъявления к нему требований третьими лицами – грузовладельцами. Остановка работы подразумевает так же прекращение любых грузовых операций на судне. Грузовладельцы могут расценивать это, как неправомерное удержание их имущества, в результате чего судно может быть арестовано по морским требованиям собственников груза на борту.

Необходимо отметить, что остановка выгрузки груза, признанная удержанием груза, так же должна быть подкреплена договорным правом на такое удержание. Договор чартера может содержать условие о наличии у судовладельца залога в отношении любого груза на борту. Однако в случае, если данное условие не привнесено в коносамент, выданный в отношении удерживаемого груза, грузовладелец им не связан и имеет право оспаривать удержание, как не соответствующее договору перевозки, подтвержденному коносаментом.

Наконец, право на удержание груза, в том числе в связи с прекращением работы судна на время, должно поддерживаться по праву юрисдикции, в которой находится судно. Например, в Китае запрещается удержание или залог имущества иного, чем находящегося в собственности должника. Таким образом, если груз на борту не принадлежит фрахтователю, грузовладельцы имеют право потребовать его выгрузки вне зависимости от права судовладельца приостановить работу судна.

Таким образом, судовладельцу рекомендуется осуществлять всестороннее планирование приостановки работы судна в чартере, внимательно изучив не только положения договора, но и уточнить нормы права, которое применяется в юрисдикции нахождения судна в момент прекращения работы.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2019