Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О доказывании права на получение груза при завершении хранения
15.08.2019

О доказывании права на получение груза при завершении хранения

Верховный суд китайской провинции Ляонин завершил рассмотрение многолетнего спора между грузовладельцами, агентами и хранителями груза железной стружки в порту Далянь. Выводы суда по делу Sinochem International Corporation v Dalian Port Corporation Limited & Third Party China Railway Materials Harbin Co. Ltd могут стать полезными для формирования международной практики по спорам, связанным с хранением.

В результате множественных продаж груза железной стружки на борту судна т/х «BLUE MOON», у одного покупателя оказался коносамент на указанный груз, а на имя другого портовой склад оформил складскую расписку. При обращении держателя коносамента за выдачей груза, склад отказал в связи с отсутствием договора хранения с данным лицом.

Суды всех инстанций исследовали обстоятельства дела, устанавливая не только момент возникновения у истца права собственности, но и объем полномочий хранителя по отношению к держателям коносаментов на груз, хранящийся у них.

Морской суд Даляня установил, что хранитель обязан выдать грузовладельцу, предъявившему коносамент, груз в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу. Основанием послужили несколько существенных фактов по делу: 

  1. Судебным решением за грузовладельцем было признано право собственности на конкретный груз, находящийся на хранении.
  2. Грузовладелец совершал действия, связанные с владением имуществом – оплачивал таможенные пошлины за его ввоз в Китай.
  3. Хранитель являлся владельцем таможенного склада, в результате чего обязан принимать во внимание личность декларанта, оплатившего таможенные пошлины, вне зависимости от отсутствие каких-либо соглашений с этим лицом.

 Верховный суд Ляонина подтвердил данную логику, указав что распоряжение собственника груза на хранении является приоритетным и признается даже в отсутствие соглашения с хранителем. При наличии расписок на хранение того же груза, выданных другим лицам, подлежит установлению реальный статус и права данных лиц в отношении груза.

Таким образом, китайский суд по коносаменту, регулируемому международными правилами, установил приоритет его держателя над другими лицами. Данная практика может считаться логичной и полезной для грузовладельцев.

Рекомендуется не только контролировать сопроводительную документацию при совершении поставок товара и при его перепродаже, но и осуществлять согласование с хранителями порядка выдачи грузов третьим лицам.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2019