Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О повышении страхового риска при выключении на судне датчиков AIS
14.06.2019

О повышении страхового риска при выключении на судне датчиков AIS

Автоматическая идентификационная система (далее – AIS) является обязательной для внедрения на всех судах с тоннажем более 300 тонн, совершающих международные рейсы, а также на всех судах тоннажем более 500 тонн, вне зависимости от совершаемых рейсов. AIS так же является обязательным на всем пассажирских судах, вне зависимости от их размера. Данное требование установлено Правилом 19 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (далее – СОЛАС).

Система является существенно важным инструментом для уменьшения риска столкновения судов на море, отслеживания судов в плохо исследованных районах и т.д. Таким образом, отключение AIS не допускается, за исключением вынужденных ситуаций, включая случаи, когда навигационная информация должна быть сокрыта, в соответствии с нормами международного регулирования. Рекомендации Международной Морской Организации (далее – ИМО) указывают, что AIS может быть выключен только в случаях, если капитан считает работающую систему угрозой для безопасности судна. Дата и время выключения системы должно быть отражено в судовом журнале, с указанием на причину выключения, а сама система должна быть вновь включена при первой возможности.  

Одним из оснований для приостановки работы системы является проход близ вод, несущих риск пиратского нападения, для сокрытия данных о движении судна от пиратов, для снижения риска попытки захвата.

Между тем, стабильная работа AIS является показателем уровня риска не только при мореплавании, но и в страховании. Состояние судна, зона его эксплуатации и маршруты движения являются существенными аспектами оценки страхового риска для поддержания действия страхового покрытия. В случае, если AIS отключен, у страховщика, портового контроля и иных служб отсутствует возможность проверки указанных сведений.

Вопрос актуален в том числе и в случае, если судно подозревается в работе в районах, находящихся под санкциями. Страховщики, а также морские администрации государств, применивших те или иные санкции, осуществляют сбор сведений о выключении системы AIS на судах, для выявления закономерностей и соотношения их с санкционными районами. Капитаны, выключающие систему, могут быть заподозрены в попытке сокрытия маршрута судна, в том числе для заходов в районы под санкциями.

Инициатива исходит от государственных органов США, которые рекомендуют «всем судовым регистрам, страховщикам, фрахтователям, судовладельцам и портовым операторам проводить дополнительную оценку судов, осуществляющих отключение AIS». Отключение системы является «красным флагом», в том числе, для страховщиков, условием сохранения покрытия для которых является соблюдение заявленного в полисе района плавания, а также воздержание от совершения незаконных операций в судном.

Данные о количестве отключений AIS рекомендовано исследовать и рассматривать для оценки рисков, принимаемых на себя страховщиками. Отключение не является основанием для повышения риска, если оно произведено на законных основаниях. Однако отказ от AIS без законной причины является нарушением СОЛАС, а также свидетельством небезопасного управления судном, что уже может являться основанием для отказа в продлении / предоставлении судну страхового покрытия.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2019.