Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О презумпции доказанности фактов, установленных в соглашении о расторжении договора
08.11.2018

О презумпции доказанности фактов, установленных в соглашении о расторжении договора

25.10.2018 года Коллегия по экономическим спорам ВС РФ вынесла Определение по делу N 310-ЭС17-15675, в котором, фактически, установила презумпцию доказанности и исполнения всех и любых условий соглашений о расторжении договора.

Фактические обстоятельства дела касались отношения по подрядным работам, однако установленный ВС РФ принцип свободно проецируется на любые договоры, в том числе и для индустрии морского и речного транспорта.

В случае, если стороны заключили договор, а потом согласились его расторгнуть по взаимному решению, ни одна сторона не обязана доказывать, что условия соглашения о расторжении фактически исполнены.

Исходя из изложенного, действующее соглашение несет за собой презумпцию достоверности изложенных в нем фактов. В случае если соглашением установлено, что работы, услуги, товары или иные обязательства полностью оплачены, заявление подписавшего соглашение контрагента об обратном в суде не будет поддержано или проверено.

 Такой подход непросто принять, с учетом положений ч. 3 ст. 1 ГК РФ, а так же ч. 3 ст. 307 ГК РФ о добросовестности сторон при осуществлении гражданских прав и исполнении обязательств, а так же положений ст. 65 АПК РФ, в соответствии с которыми каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

Принимая во внимание установленную презумпцию, заключение соглашений о расторжении возможно исключительно на условиях, реально исполненных сторонами, а не под условием наступления какого-либо события, и без принятия на себя будущих обязательств. В случае, если на момент заключения соглашения обязательства, установленные таким соглашением, фактически не исполнены, стороны подписывают соглашения на собственный страх и риск.

Единственным методом защиты прав стороны по соглашению о расторжении является, в соответствии с Определением Коллегии по экономическим спорам ВС РФ по делу N 310-ЭС17-15675, является признание соглашения о расторжении договора прекращенным, недействительным или ничтожным.

Такое признание получается строго в соответствии с положениями ст. 166 ГК РФ и является отдельным юридическим и процессуальным действием, после которого пострадавшая сторона должна будет вновь защищать свои права в процессе взыскания убытков, вызванных неисполненным договором и соглашением о расторжении.

Основываясь на вышеизложенном и принимая во внимание строгий подход судов к содержанию соглашений о расторжении договора, участникам рекомендуется заключать соглашение исключительно с отражением в нем реально выполненных обязательств, а так же фактических обстоятельств дела.

Особенно это актуально для урегулирования спорных обязательств и сложных правоотношений, будь то судостроительный договор или купля-продажа флота. Не рекомендуется отражать в письменной форме и принимать исполнение обязательств, которые на самом деле не исполнены.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018