Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Об определении таможенной стоимости судов, ввозимых по договорам аренды (чартера)
14.06.2018

Об определении таможенной стоимости судов, ввозимых по договорам аренды (чартера)

Для целей ввоза судна на территорию Российской Федерации (далее – РФ) и его дальнейшей эксплуатации, судовладельцами избираются различные формы владения и использования. Далеко не всегда ввозимое судно является собственником российского лица – декларанта, чаще судно передается в РФ по договору бербоут-чартера (аренды судна без экипажа).

В этом случае судовладелец имеет право осуществить таможенное оформление судна, как товара, под таможенные процедуры «выпуск для внутреннего потребления» (гл. 20 ТК ЕАЭС) и «временный ввоз» (гл. 29 ТК ЕАЭС). В обоих случаях судовладельцу-декларанту предстоит осуществить таможенное декларирование и уплату ввозных таможенных пошлин, если не имеет полного условного освобождения от такой уплаты.

Декларирование судна сопряжено с заявлением в таможенный орган его таможенной стоимости, которая должна определяться декларантом или его таможенным представителем самостоятельно, до подачи таможенной декларации (ч. 14 ст. 38 ТК ЕАЭС).

Одним из существенных элементов определения таможенной стоимости является выбор метода такого определения в соответствии с ст. 39, 41-45 ТК ЕАЭС. Нормативный акт предусматривает 6 различных методов определения таможенной стоимости, которые должны использоваться последовательно, от первого к шестому, при условии, что таможенная стоимость не может быть определена путем использования любого из предыдущих методов.

При ввозе судна в РФ по договору купли-продажи, вопросов по выбору метода определения его таможенной стоимости не возникает – это метод 1, предусматривающий, что таможенная стоимость судна определяется по стоимости сделки по его приобретению, с дополнительными начислениями, установленными ст. 40 ТК ЕАЭС.

В случае ввоза судна по бербоут-чартеру задача декларанта усложняется, так как метод 1 для оценки таможенной стоимости судна применяться не может (Письмо ФТС РФ от 19.11.2008 N 05-33/48386).

В соответствии с разъяснениями, предоставленными в Письме ГТК России от 18 июня 2004 г. N 01-06/22236 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов", при заключении в отношении товара договора аренды, декларанту рекомендовано использовать метод 6 для определения таможенной стоимости.

Данная рекомендация действия исключительно в случаях, если таможенную стоимость невозможно определить иными методами (2-5), что в случае с судами так же не всегда доступно. Иные методы не применимы, если на российском рынке отсутствуют идентичные или сходные суда, а у фрахтователя не имеется достоверных и всесторонних данных о расходах на строительство судна от его производителя.

При применении метода 6, таможенная стоимость судна определяется исходя из принципов и положений ТК ЕАЭС на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в ТК ЕАЭС, являются теми же, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении.

Основываясь на вышеизложенном, судовладелец имеет право, заявив метод 6 определения таможенной стоимости, определить ее по стоимости сделки с судном, косвенно базируя расчеты на методе 1. Данный подход подтверждается и судебной практикой – Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу № А42-5827/2016.

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 устанавливает перечень документов, которые должны быть представлены декларантом для определения таможенной стоимости товара. Часть 5 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, содержит в себе указание на «договоры аренды, лизинга, мены, дарения и другие договоры, содержащие сведения о стоимости или расчеты стоимости ввозимых товаров», что является актуальным для ввоза судна по бербоут-чартеру.

Одновременно с этим, Письмо ФТС РФ от 19.11.2008 N 05-33/48386 разъясняет, что в качестве основы для определения таможенной стоимости товара последовательно могут быть использованы:

-              стоимость объекта аренды, указанная в договоре аренды, счетах-проформах, договоре страхования и других товаросопроводительных документах;

-              прейскурантная цена товара или цена товара по каталогу;

-              стоимость объекта аренды, указанная в отчете об оценке объекта, который соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

-              сумма арендных платежей, рассчитанная на весь срок полезного использования объекта аренды, если договором аренды (лизинга) не предусмотрен переход права собственности к арендатору;

-              выкупная цена с учетом дополнительного начисления суммы арендных платежей (если в сумму арендных платежей не включена выкупная цена), если в договоре аренды содержится условие о выкупе арендованного товара и предусмотрен переход объекта аренды в собственность арендатора по истечении срока договора аренды или до его истечения.

Данные критерии могут использоваться в качестве оснований для расчета таможенной стоимости судна при ввозе его по договору бербоут-чартера. В этом случае в указанном договоре должны содержаться необходимые сведения для расчета таможенной стоимости – стоимость судна, как объекта аренды, сумма арендных (фрахтовых) платежей. Дополнительно, стороны сделки могут заблаговременно осуществить действия по подготовке судна к ввозу: провести оценку судна в соответствии с нормативными правовыми актами об оценочной деятельности в РФ.

В дополнение ко всему вышеизложенному, судебная практика, в том числе Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2014 по делу N А56-78945/2013, устанавливает неправомерность включения в структуру таможенной стоимости лизинговых платежей по договору лизинга. В случае, если таможенная стоимость хотя бы косвенно рассчитывается по стоимости сделки, существенное значение имеет стоимость судна, а не количество и размер платежа (Постановление ВАС РФ от 05.06.2012 N 13049/11).

Все вышеуказанные выводы относятся не только в ввозу судов по договорам бербоут-чартера, но и к ввозу судов по договорам лизинга, так как он является формой финансовой аренды.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018