Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О вступлении в силу новых Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним
05.04.2018

О вступлении в силу новых Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним

06.04.2018 года в силу вступает утвержденная Приказом Минтранса России от 26.10.2017 N 463 новая редакция Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее – Правила).

Новые правила изданы в соответствии и для устранения противоречий с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О морских портах») и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ).

Правила действуют в акваториях морских портов РФ и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов, включая периоды захода и стоянки судов в данных зонах.

Правила предусматривают не только порядок регулирования судоходства, но и вопросы экологической безопасности, применения положений Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года (далее - МППСС-72), а так же использование системы управления движением судов (далее - СУДС) и службы контроля судоходства и управления судоходством (далее - СКУС).

Пункт 49 Правил предусматривает исчерпывающий перечень информации о заходе судна в морской порт, включая, для иностранных судов, информацию о наличии разрешения Росморречфлота на перевозку и буксировку в каботаже, а также на осуществление иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства.

Информация о заходе судна в морской порт вносится капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в информационную систему государственного портового контроля (далее - ИСГПК) не позднее 72 часов и не ранее 120 часов до планируемого времени захода судна в морской порт. При этом, информация о заходе судна в морской порт подтверждается капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в ИСГПК в период между 48 и 24 часами до ожидаемого захода судна в морской порт.

Капитан судна (судовладелец) либо морской агент не позднее 4 часов после первой постановки судна на якорь в акватории морского порта или окончания первой швартовки судна в морском порту вносит в ИСГПК заявление о приходе судна в порт с указанием в нем сведений, предусмотренных п. 49 Правил, а также даты и времени фактического захода судна в порт, место якорной стоянки, наименование причала, количества бункерного топлива на борту.

Пункт 56 Правил предусматривает исчерпывающий перечень сведений для оформления выхода судна из морского порта. При оформлении судна на выход из морского порта капитан судна (судовладелец) либо морской агент обязан предоставить документы, указанные в приложении № 2 к Правилам. В указанном приложении содержится полный перечень судовых документов, включая свидетельства о безопасности судна, его классе, мореходности, страховании, размещении груза на борту.

Указанный перечень является исчерпывающим и содержит списки документов для различных типов судна, включая рыболовные. Таким образом, судовладелец предоставляет для выхода судна из порта только те документы, которые относятся к его судну и типу перевозки.

Раздел IV Правил регулирует порядок стоянки судов в морских портах и на подходах к ним. Как и в предыдущей редакции правил, постановка судов на якорь или к причалам, а также перемена мест стоянки судов осуществляются на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту, утверждаемого капитаном морского порта.

Правила содержат указание на способ совершения швартовых операций, порядок выделения причала через СУДС и СКУДС, бункеровки судов у причала.

Разделом V регулируются правила обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений. Капитан судна, повредившего портовое гидротехническое сооружение, должен немедленно сообщить об этом капитану морского порта (п. 144 Правил).

Раздел VI предусматривает правила обеспечения экологической безопасности в порту: запреты на слив и выброс за борт предметов и веществ. Во время нахождения судна в морском порту и на подходах к морскому порту все запорные устройства, через которые сбрасываются нефтесодержащие смеси, сточные воды и вредные вещества за борт (кроме танков изолированного балласта), должны быть на судне закрыты и опломбированы (п. 151 Правил).

Дополнительно, капитан судна, прибывающего в морской порт из района с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой, или судна, на борту которого имеются инфекционные больные, должен сообщить об этом капитану морского порта при передаче информации, предусмотренной пунктом 49 Правил.

Технические правила проведения маневров судами предусмотрены в разделе VII Правил. Разделом VIII регулируются специальные положения об организации ледокольной проводки судов.

Основываясь на всем вышеизложенном, новые правила являются общими и содержат нормы осуществления стоянки и судоходства во всех морских портах РФ и на подходах к ним. Специальными правилами и положениями в конкретном морском порту, по решению капитана такого порта, может быть предусмотрено дополнительное регулирование судоходства в его акватории. Таким образом, судовладельцам и капитанам судов необходимо ознакомиться не только с Правилами, но и с положениями конкретного морского порта захода судна. 

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018