Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О вступлении в силу Правил выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами с судов
05.04.2018

О вступлении в силу Правил выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами с судов

10.04.2018 года вступают в силу новые Правила выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами с судов, утвержденные приказом Минтранса России от 02.11.2017 года №471 (далее – Правила).

Указанные Правила регулируют порядок обращения судовладельца судна, зарегистрированного под Государственным флагом Российской Федерации (далее – РФ) и фактически перевозящего опасные и вредные вещества, за выдачей на судно свидетельства, подтверждающего наличие финансового обеспечения, предусмотренного ст. 335 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ).

Собственник судна с момента инцидента несет ответственность за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в связи с морской перевозкой их на борту судна (ст. 327 КТМ РФ).

Обязанность собственника судна иметь финансовое обеспечение или страхование ответственности за ущерб, причиненный опасными веществами, императивно установлена ст. 334 КТМ РФ. Требование предъявляется так же и к фактически перевозящему опасные и вредные вещества судну, плавающему под флагом иностранного государства, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

Размер обеспечения, наличие которого подтверждается свидетельством, выдаваемым в соответствии с Правилами, предоставляется собственником судна в пределах, предусмотренных статьей 331 КТМ РФ, от 10 миллионов расчетных единиц, и ни в коем случае не превышает 100 миллионов расчетных единиц.

В соответствии с п. 2-3 Правил, собственник обращается в капитанию морского порта за выдачей свидетельства о страховании, либо ином финансовом обеспечении, в котором указываются, в том числе, сведения о собственнике судна и о самом судне. На момент обращения, судно должно быть зарегистрировано под флагом РФ, иметь ИМО номер и регистрационный номер Государственного судового реестра, бербоут-чартерного реестра, Российского международного реестра судов.

К заявлению о выдаче свидетельства должен быть приложен документ, свидетельствующий о наличии страхования или иного финансового обеспечения, содержащий сведения об обеспечении ответственности собственника судна за ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, в пределах, предусмотренных ст. 331 КТМ РФ.

Правила не устанавливают обязанность судовладельца по предъявлению иных документов, однако, рекомендуется осуществить подготовку и подачу капитану порта свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о праве плавания под флагом РФ, учредительных документов судовладельца, во избежание отказа в рассмотрении заявления по формальным основаниям. Данный вывод можно сделать из расширенного толкования п. 20 Правил, в соответствии с которыми основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются: (а) несоответствие заявления требованиям Правил в отношении предоставления данных о судне; (б) несоответствие сведений, указанных в заявлении, данным Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов; (в) подача заявления о выдаче свидетельства неуполномоченным лицом.

Капитан морского порта выдает свидетельство после проверки указанных в заявлении о выдаче свидетельства сведений, в том числе данных о судне из Государственного судового реестра, бербоут-чартерного реестра, Российского международного реестра судов, в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче свидетельства о страховании.

В соответствии с п. 21 Правил, в рамках осуществления проверок портового контроля, наличие на борту указанного свидетельства может быть проверено капитаном порта.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018