Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ в отношении понятия каботажной перевозки и исключительного использования судов под флагом РФ
25.01.2018

О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ в отношении понятия каботажной перевозки и исключительного использования судов под флагом РФ

      С 01.02.2018 года вступают в силу поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ), предусмотренные новым Федеральным законом от 29.12.2017 N 460-ФЗ (далее – ФЗ N 460).

      В соответствии со ст. 1 ФЗ N 460, расширено понятие торгового мореплавания в ст. 2 КТМ РФ. Теперь оно включает в себя, дополнительно, операции по хранению грузов с использованием судов, а так же проведение морских ресурсных исследований.

      Статья 4 КТМ РФ полностью изменена и изложена в новой редакции. Часть 1 указанной статьи предусматривает перечень операций, которые могут производиться исключительно с использованием судов под флагом РФ. В перечень входят: 1) каботаж; 2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ; 3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ.

      Часть 2 ст. 4 КТМ расширяет понятия «каботаж». Ранее, под каботажем понимались «перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами РФ». В новой редакции ограничение на совершение каботажных рейсов исключительно между двумя портами снято. Под каботажем теперь понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка: 1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ без пересечения Государственной границы РФ; 2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря РФ к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне РФ и (или) на континентальном шельфе РФ; 3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море РФ от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне РФ и (или) на континентальном шельфе РФ; 4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне РФ и (или) на континентальном шельфе РФ; 5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря РФ во внутренние морские воды и (или) в территориальное море РФ с пересечением Государственной границы РФ.

      Таким образом, каботажными рейсами считаются любые перевозки и буксировка между точками в территориальных водах РФ, без привязки к конкретным морским портам. Данное расширение понятия каботажа приветствуется, так как не все перевозки совершаются судами из одного морского порта в другой: имеют место перевозки до плавучих стационарных платформ, до мест отвала грунта, и тд.

      Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 4 КТМ РФ в новой редакции, каботаж, ледокольная проводка, спасательные операции, подъем затонувшего имущества и гидротехнические работы совершаются судами под флагом РФ, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, суда под иностранным флагом все еще имеют право получить специальное разрешение на совершение данных операций в водах РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.05.2012 N 504.

      Между тем, новая редакция ч. 3 ст. 4 КТМ РФ выделяет так же деятельность, которая может быть совершена исключительно судами под флагом РФ, без допуска к ним иностранных судов. К такой деятельности относятся: 1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути; 2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории РФ и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, в том числе на континентальном шельфе РФ, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки; 3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

      Таким образом, для совершения вышеуказанных операций, судно должно быть зарегистрировано под флагом РФ либо постоянно (на основании права собственности на судно Российского лица), либо временно (на основании бербоут-чартера судна). Исключения из данного правила допускаются лишь по решению Правительства РФ, «если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ» (ч. 4 ст. 4 КТМ РФ). Порядок принятия такого решения должен быть дополнительно установлен нормативными правовыми актами.

      При этом необходимо отметить, что требование в отношении морских перевозок нефти, газа, угля и конденсата, погруженных на суда в акватории Северного морского пути и хранение их на таких судах, не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до 30.12.2018 года, а также международных договоров РФ, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств. Таким образом, действующие договоры не требуется расторгать.

      Привлечение российских судов для морских перевозок нефти, газа, угля и конденсата, погруженных на суда в акватории Северного морского пути так же вступает в силу лишь с 30.12.2018 года, что дает участникам отрасли возможность осуществить заключение новых договоров с владельцами судов под флагами РФ в разумный срок.

      Основываясь на всем вышеизложенном, с 01.02.2018 года судовладельцам рекомендуется дополнительно уточнять требования к флагу судна при планировании той или иной деятельности в территориальных водах РФ. Суда под иностранными флагами могут быть допущены для работы в РФ не во всех случаях, даже с учетом существования действующего порядка получения иностранными судами специальных разрешений.

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018