Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Условия полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин
15.09.2017

Условия полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин

О полном условном освобождении некоторых судов, от уплаты в их отношении таможенных пошлин и налогов при их временном ввозе на территорию Таможенного союз

Статья 282 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) предусматривает право декларанта временно ввезти некоторые товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, при условии соблюдения декларантом определенных условий такого освобождения, включая его предельные сроки.

Перечень таких товаров установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (далее – Решение). В соответствии с пунктом 23 Решения, при помещении под таможенную процедуру «временный ввоз» (глава 37 ТК ТС), полное условное освобождение от таможенных пошлин и налогов получают морские суда валовой вместимостью свыше 1000, находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные лицами государств - членов Таможенного союза (далее – ТС) по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их дальнейшего использования указанными лицами исключительно в международных перевозках товаров и пассажиров, на срок их временного ввоза.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, и не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (статья 280 ТК ТС).

Для получения льготы в соответствии с п. 23 Решения, судно должно быть классифицировано в соответствии с кодами Товарной номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 8901 10 100, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0.

В соответствии с ТН ВЭД, код 8901 10 100 включает морские  круизные, экскурсионные и аналогичные плавучие средства, предназначенные в основном для перевозки пассажиров; паромы всех типов. Код 8901 20 100 0 включает морские танкеры, код 8901 30 100 0 – морские рефрижераторные суда, код 8901 90 100 0 – морские грузовые и грузопассажирские плавучие средства.

Исходя из буквального толкования пункта 23 Решения, для получения льготы декларанту-судовладельцу необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Судно должно находиться и оставаться в собственности иностранного лица;
  2. Судно должно иметь валовую вместимость более 1000 регистровых тонн;
  3. Судно должно быть морским;
  4. Судно должно быть передано российскому лицу (лицу ТС) по договору тайм-чартера (аренда с экипажем) или бербоут-чартера (аренда без экипажа);
  5. Судно должно быть ввезено под таможенной процедурой «временный ввоз»;
  6. Судно не должно быть передано третьим лицам, в том числе иностранным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 N Ф06-17373/2013 по делу N А06-9931/2013);
  7. Судно должно использоваться исключительно в международных перевозках.

Согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Не допускается эксплуатация временно ввезенного и получившего льготы судна от имени иных лиц, передача судна в управление менеджерам и / или агентам, от имени которых будет производиться деятельность в области торгового мореплавания (ст. 275 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» N 311-ФЗ от 27.11.2010). 

О том, что судовладельцем временного ввезенного судна является ненадлежащее лицо, могут свидетельствовать коносаменты с указанием такого лица в качестве перевозчика (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 N Ф06-17373/2013 по делу N А06-9931/2013).

Судно должно использоваться исключительно для морских перевозок грузов и / или пассажиров. В подтверждение такого использования должны предоставляться договоры перевозок, а не договоры чартеров судна (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2016 N Ф06-8872/2016 по делу N А06-3037/2015).

При этом, если международные перевозки осуществляются декларантом в интересах третьих лиц, об осуществлении таких перевозок подлежит уведомлению таможенный орган во избежание нарушения условий процедуры «временный ввоз», если стоимость судна превышает 500 000 рублей. Передавая временно ввезенное судно во владение и пользование иному лицу, декларант обязан письменно уведомить в произвольной форме таможенный орган, в котором производилось помещение этих товаров под таможенную процедуру, указав наименование и адрес лица, которому передаются товары, цели их передачи, а также место нахождения товаров, если стоимость таких товаров превышает 500 000 рублей (часть 2 статьи 276 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» N 311-ФЗ от 27.11.2010).

При передаче судна по договору тайм-чартера транспортное средство не выходит из-под контроля судовладельца, так как управление судном и техническая эксплуатация осуществляется судовладельцем. При этом, по договору тайм-чартера осуществляется передача использования самого судна как такого, а не предоставляется только полезный для цели перевозки его объем (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2015 N Ф07-2340/2015 по делу N А56-11286/2015).

В силу статьи 206 КТМ для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна. Таким образом, фрахтователь, являясь ответственным за использование судна на основании договора тайм-чартера, выступает в роли перевозчика, то есть лица, являющегося ответственным за использование судна и правом как владения, так и пользования переданным ему судном.

Расходы на судно, а так же доходы от его эксплуатации в период временного ввоза должны производиться и аккумулироваться на счетах декларанта, а не третьих лиц. Декларант так же должен быть лицом, осуществляющим страхование судна.

Судовой агент и менеджер имеет право подписывать документы и организовывать деятельность декларанта-судовладельца «за него» и «от его лица», при оказании судовладельцу услуг морского агентирования (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.10.2015 N Ф03-3871/2015 по делу N А51-32858/2013).

Основываясь на вышеизложенном, при временном ввозе морских круизных судов, паромов, танкеров, рефрижераторных судов, а так же грузовых, а так же грузопассажирских судов, они могут быть условно освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов. Для получения указанной льготы, судовладельцу рекомендуется:

  • заключать исключительно договоры морской перевозки, а не договоры чартера;
  • осуществлять исключительно международные перевозки грузов и пассажиров;
  • не осуществлять передачу судна в фактическое, финансовое и иное управление третьим лицам, менеджерам, агентам, за исключением принятия от указанных лиц услуг по морскому агентированию;
  • осуществлять эксплуатацию, нести расходы в отношении судна исключительно от собственного имени, единолично.

Старший партнер Виктория Жданова

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017