Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Таможенное оформление ремонта судов, зарегистрированных в РМРС
17.02.2017

Таможенное оформление ремонта судов, зарегистрированных в РМРС

 Владельцы судов, зарегистрированных в РМРС, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при осуществлении судоремонта  за пределами таможенной территории Таможенного союза при соблюдении условий, предусмотренных Таможенным кодексом.

 Судовладельцы, зарегистрировавшие свои суда в Российском международном реестре судов (далее – РМРС), имеют ряд преимуществ при ввозе морских судов на таможенную территорию Таможенного союза (далее ТТ ТС), что закреплено в ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также в ст. 229 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, судовладельцы обязаны поддерживать установленный уровень безопасности, а также проходить периодические классификационные освидетельствования.

 В настоящее время среди судовладельцев имеет распространение практика обслуживания и ремонта судов за пределами ТТ ТС.  Однако суда, находящиеся за пределами таможенной территории под таможенным режимом временного вывоза транспортного средства, имеют ограничения по виду производимых ремонтных работы, предусмотренных ст. 347 ТК ТС. В соответствии с данной статьей, с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:

   1) операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;

     2) операций по гарантийному ремонту;

    3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.

 Производя данные операции, судовладельцам законом гарантирован возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, а также освобождение от уплаты ввозных пошлин.

 Операции по ремонту, не предусмотренные данным перечнем в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В этом случае необходимо оплатить ввозные платежи и налоги, сумма которых определяется исходя из стоимости операций переработки товаров, что закреплено в ст. 262 ТК ТС.

 Анализируя судебную практику, можно отметить, что доказательствами соответствия установленным требованиям, равно как и гарантом освобождения от таможенных пошлин и налогов является предоставление документации по проведенному ремонту, а также привлечение к делу ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (далее – РС). 

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ от 3 марта 2014 г. № МС-16-р "Об утверждении Устава федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства», п. 38 ст. 12, регистр участвует в технических экспертизах по вопросам, входящим в сферу своей компетенции и деятельности.

 Одним из примеров рассматриваемой ситуации является постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2008 года по делу № А53-22357/2007-С4-19 (далее – Постановление).

 Из материалов указанного дела следует, что в период коммерческих рейсов на судах были выполнены работы по замене составных частей, деталей, регулировке и восстановлению их работоспособности. Также был выполнен ряд сопутствующих работ, необходимых в соответствии с технологией ремонтного предприятия, регламентные и проверочные работы, требуемые Правилами классификационного освидетельствования судов 2004 года и Международными конвенциями СОЛАС-74, МАРПОЛ-73/74. Данные обстоятельства подтверждаются договорами на ремонт судов, исполнительными ремонтными ведомостями. Кроме того, об этом свидетельствуют справки РС, согласно которым ремонт судов носил восстанавливающий характер и выполнялся с целью восстановления исправного технического состояния судов и их технико-эксплуатационных характеристик до уровня, соответствующего требованиям РС, предъявляемым к судам, находящимся в эксплуатации, при очередном и доковом освидетельствованиях и подтверждения судовых документов на право плавания.

 Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного РС, следует, что исполнительные ремонтные ведомости свидетельствуют об отсутствии работ по капитальному ремонту или модернизации данных судов за пределами таможенной территории таможенного союза. Характер выполненных работ свидетельствует об их направленности на поддержание и сохранение годного состояния, а также на обеспечение сохранности и эксплуатации судов.

 Как видно из текста Постановления, документация РС, как и документация по ремонтным работам, являются доказательствами соответствия действий судовладельца требованиям ст. 347 ТК ТС. Доводы таможенного органа о том, что освобождение от уплаты таможенных платежей может быть предоставлено только в случаях осуществления аварийного ремонта, ремонта вследствие стихийного бедствия и поддерживающего ремонта, не проведение которого угрожает безопасности либо делает технически невозможным дальнейшее плавание являются несостоятельными. Судом принято правильное решение об удовлетворении заявления судовладельца о признании требований таможенного органа незаконными и возврате излишне уплаченных таможенных платежей. 

 Таким образом, судовладельцам, осуществляющим ремонт судна за пределами ТТ ТС для освобождения от ввозных таможенных пошлин и налогов рекомендуется осуществлять работы по ремонту судна, предусмотренные ст. 347 ТК ТС и предоставлять в таможенные органы документацию по ремонтным работам, в том числе договор, смету, акты выполненных работ и справку РС о характере выполненных работ.   

 Следование указанным рекомендациям, равно как и соблюдение требований таможенных органов позволит судовладельцам избежать излишней уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, поместив транспортные средства международной перевозки под процедуру реимпорта.

 

Помощник адвоката Юлия Малахова

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017