Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Безопасность мореплавания
03.02.2017

Безопасность мореплавания

Профессиональные и квалификационные требования к лицам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов и мореплавания

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее – СОЛАС-74) определяет ряд документов, устанавливающих в судоходных компаниях систему управления по безопасной эксплуатации судов. Такими документами являются: Международный кодекс по управлению безопасностью (далее – МКУБ), а также Международный кодекс по охране судов и портовых средств (далее – Кодекс ОСПС).

На национальном уровне в совокупности с международными актами действует Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2013 г. № 287 «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов» (далее – Приказ №287), который разработан в соответствии со статьей 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ). Приказ № 287 закрепляет дополнительные требования по подготовке ответственных за безопасность сотрудников судоходных компаний, владеющих речным флотом.

Данные нормативно-правовые акты регулируют управление безопасностью на уровне судоходной компании, а также определяют культуру безопасности на морском транспорте.

Российский морской регистр судоходства, накопив значительный опыт в вопросах применения МКУБ и ОСПС на практике, выполнил работу по оценке эффективности внедрения системы управления безопасностью (далее – СУБ) путем разработки методологии оценки эффективности внедрения системы в судоходной компании, а также проведением анкетирования судовладельцев. По результатам проверки было определено, что предварительная подготовка моряков является основой эффективной работы СУБ.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между компанией и находящимися на суднах лицами, каждая компания, соответственно должна назначить должностное лицо или лиц компании, ответственных за охрану, а также лицо командного состава, имеющих прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления, что закреплено в ч. 4 МКУБ и в п. 1.9 части «В» Кодекса ОСПС.

Ответственность и полномочия назначенных лиц должны включать контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также обеспечения предоставления достаточных ресурсов и оказания соответствующей помощи на берегу по мере необходимости, что также закреплено в указанных пунктах.

Должностное лицо компании, ответственное за охрану, соответствующий береговой персонал компании и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны знать и пройти профессиональное обучение по всем или части вопросам, представленным в п. 13.1 части «В» Кодекса ОСПС, к которым относятся, например:

  1. связанная с охраной административная работа;
  2. меры охраны судна и портового средства;
  3. государственное законодательство и правила;
  4. область ответственности и функции других имеющих отношение к охране организаций;
  5. методология оценки охраны судна и т.д.

Кроме того, согласно учебному плану Федерального агентства морского и речного транспорта, с которым можно ознакомиться на их официальном сайте, целью профессионального обучения командного состава судов является подготовка в соответствии с требованиями, установленными Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (далее – Кодекс ПДНВ), который наиболее подробно раскрывает спецификацию минимального стандарта компетентности для лиц командного состава судна, ответственных за охрану. Именно в Разделе A-VI/5 отражены сферы компетентности, например, ведение плана охраны судна или оценка риска, угрозы и уязвимости с точки зрения охраны, а также конкретные знания и профессиональные навыки, которыми должен обладать квалифицированный специалист. Более того, в разделе можно ознакомиться с методами демонстрации компетентности и критериями для их оценки.

Как уже говорилось ранее, Приказом № 287, а именно ст.ст.  9 – 12 ч. 3, закреплены дополнительные профессиональные и квалификационные требования к ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации речных судов. К ним относится обязательный стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах, а также среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок".

Кроме того, оно должно пройти профессиональное обучение по СУБ или по вопросам управления безопасностью в соответствии с требованиями МКУБ, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта, подтвержденное документом, подтверждающим прохождение аттестации. 

В случае назначения на должность судовладельцем лица, которое не осуществляло указанную деятельность в течение более чем пять лет с момента окончания обучения/получения дополнительного профессионального образования, такое лицо подлежит до занятия указанной должности направлению судовладельцем на повторное обучение.

Принимая во внимание тот факт, что ответственность за безопасность и охрану судна, а также защиту морской среды от загрязнения с судна в конечном счете несет капитан и что старший помощник капитана должен быть постоянно готов принять на себя эту ответственность, необходимо со всей тщательностью подходить к отбору кандидатов, их профессиональному обучению, выявляя у них способность усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасности судна, его пассажиров, экипажа и груза или защиту морской среды.

 

Помощник адвоката Малахова Юлия Александровна

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017

Другие матераилы по теме:

  1. О требованиях по соответствию рыболовного судна и судовладельца требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов для выдачи разрешений на вылов водных биоресурсов
  2. Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности

Регистрация РМРС 

Требуется квалифицированная помощь морсокго адвоката? Обращайтесь!