Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О некоторых аспектах доказывания таможенной стоимости товаров
24.03.2016

О некоторых аспектах доказывания таможенной стоимости товаров

Верное определение таможенной стоимости товаров, подлежащих декларированию, является гарантией быстрого и эффективного прохождения всех таможенных процедур и выпуска товаров под избранной таможенной процедурой без переплаты налогов и сборов. Между тем, корректировка таможенной стоимости, решение о которой выносится таможенным органом, является частым механизмом сбора дополнительных таможенных платежей, на которые декларант не рассчитывает.

В соответствии со ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Несогласие с корректировкой таможенной стоимости и размером излишне взысканных таможенных пошлин и налогов дает право декларанту обжаловать решение таможенного органа в суде (ч. 2 ст. 15 ФЗ от 27.11.2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 198 АПК РФ). При этом, исходя из положений п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 года N 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства», заявления декларантов о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин рассматриваются независимо от того, оспаривалось ли в судебном порядке решение таможенного органа, в частности по корректировке таможенной стоимости. Более того, согласие декларанта на корректировку таможней стоимости товара не лишает его права в будущем обжаловать действия таможенного органа о непринятии первоначально заявленной таможенной стоимости.

Существенную ясность в порядок подтверждения таможенной стоимости товаров вносит обширная судебная практика, в том числе, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2015 года N Ф08-1607/2015 по делу N А32-32419/2014, устанавливающее несколько фундаментальных принципов, которыми должны руководствоваться декларанты и таможенные органы.

Во-первых, при корректировке таможенной стоимости товара и последующем отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, таможенный орган обязан доказать, что представленные декларантом сведения являются недостаточными или недостоверными, а также установить основания, исключающие определение таможенной стоимости товара методом, избранным декларантом самостоятельно. В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 года N 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» указано, что судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации.

Во-вторых, декларант будет считаться соблюдавшим свою обязанность по подтверждению таможенной стоимости товара, если им будет представлен полный пакет документов, предусмотренных для такого подтверждения таможенным законодательством. Перечень документов, подтверждающий таможенную стоимость товаров, установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 года N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Таким образом, декларант не может быть поставлен в позицию, когда от него требуется представления документов в большем количестве, чем это, объективно, возможно и / или предусмотрено законодательством, а непредставление обществом истребованных у него таможней документов, само по себе не является доказательством недостоверности представленных обществом сведений, подтвержденных иными документами.

В-третьих, разночтения в документах, представленных декларантом в таможенный орган, не всегда дают право на корректировку таможенной стоимости и / или на признание ее недостоверной. Существенное значение для определения достоверности заявленных сведений имеют, если иное не предусмотрено в самом контракте, инвойсы на товар, а так же факт оплаты заявленной цены контракта, подтвержденный паспортом сделки. Цены в указанных документах должны совпадать с ценами, заявленными в таможенной декларации, и вместе вышеуказанные документы составляют базу для подтверждения стоимости сделки и таможенной стоимости товара.

В-четвертых, отклонение цены товара от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного орган (каталоги, статистика), не означает, что заявленная стоимость недостоверна. Исключительно в случае непредставления декларантом всех необходимых документов и сведений, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении, по товарам схожего типа (ч. 4 ст. 69 ТК ТС). Таким образом, изначальное отклонение цены контракта и цены товара по каталогам не является, при наличии подтверждающих документов и разъяснений декларанта, основанием для корректировки таможенной стоимости. Более того, даже если информация из третьих источников используется, она должна быть применена таможенным органом без нарушений типа и категории товара, с учетом его стоимости, качества и способа ввоза на территорию РФ (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 N 15АП-20720/2014 по делу N А32-32419/2014).

Таким образом, у декларантов имеются правовые механизмы для подтверждения таможенной стоимости ввозимых ими товаров, использование которых помогает избежать переплаты таможенных платежей, а так же оспорить незаконные и необоснованные решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости.

Если у Вас или Ваших партнеров возник вопрос о порядке определения таможенной стоимости товаров, либо произошла корректировка таможенной стоимости груза, Вы можете обратиться к руководителю проектов Ольге Мирошниченко за организацией юридической помощи по телефону +7 (812) 603-48-63 , либо по электронной почте sos@inmarin.ru.

 

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2016