Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О последствиях дефолта фрахтователя по оплате топлива в период чартера
24.03.2016

О последствиях дефолта фрахтователя по оплате топлива в период чартера

В соответствии с положениями статей 204, 218 Кодекса торгового мореплавания РФ, фрахтователь оплачивает стоимость бункерного топлива и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы. Дефолт фрахтователя по оплате бункеровки судна в период чартера может иметь негативные последствия для собственника, в том числе по окончании чартера. Собственник, не являясь, формально, стороной договора бункеровки, рискует оказаться ответственным по морскому требованию, в том числе, в результате ареста морского судна бункеровщиком.

В этом случае, собственники сталкиваются с необходимостью внесения обеспечения требований истца в размере суммы иска для освобождения судна, несения расходов за простой арестованного судна и защитой интересов против требований бункеровщика.

Частым стандартным условием договоров поставки топлива является сохранение права собственности на топливо до его оплаты и хранение топлива на борту судна. Более того, бункерные расписки, свидетельствующие о принятии топлива, подписываются   капитаном, являющимся представителем судовладельца, что, безусловно, привязывает судоходную компанию к спору с бункеровщиком. Более того, объективно, топливо поставляется всегда в интересах эксплуатации судна в целом, независимо от того используется судно – собственником, фрахтователем или иным лицом. Соответственно, бункеровщику не составляет труда обосновать наличие требований ко всем лицам, связанным с судном.

Для того что бы собственнику снизить риски привлечения к ответственности по обязательствам фрахтователя либо иного эксплуатанта, собственнику рекомендуется в договоре с фрахтователем распределить ответственность по оплате за снабжение судна, что бы изменить диспозитивные положения закона, предусматривающие ответственность всех пользователей судна за его содержание. В качестве примера возможно предложить следующую оговорку.

 

1.1. Фрахтователь обязуется до момента заказа бункерного топлива уведомить поставщика в письменной форме о том, что заказ осуществляется исключительно в интересах Фрахтователя, за его счет, а так же о том, что собственник судна не является стороной договора поставки топлива / хранителем топлива / лицом, ответственным за его оплату, дающим право на арест судна поставщиком.

1.2. Собственник судна имеет право потребовать у Фрахтователя осуществить предварительную оплату бункерного топлива, а в случае отказа Фрахтователя от произведения такой оплаты, собственник имеет право отказаться от принятия топлива на борт судна. Такой отказ не будет считаться нарушением обязанностей собственника по настоящему договору.

 

Указанное условие, признанное Балтийским и международным морским советом (БИМКО) в качестве существенного положения чартера для защиты интересов собственников судов, не является полной гарантией отсутствия ареста судна бункеровщиком в случае, если топливо поставлено. Однако судовладелец получает возможность избежать приема неоплаченного топлива, способного стать предметом спора, вообще, а вместе с ним и ареста. Дополнительно, собственникам судов рекомендуется отдельно устанавливать запрет на арест судна по любым обязательствам не заказанным собственником и оговорку о том, что он не является надлежащим ответчиком по любым требованиям снабженца по обязательствам фрахтователя в период чартера.

В случае привлечения судовладельца в качестве ответчика по иску снабженца, уведомление фрахтователем бункеровщика об отсутствии у собственника каких-либо обязанностей в отношении поставки, может служить еще одним существенным доказательством отсутствия у бункеровщика прав требования к собственнику. Так же, судовладельцам рекомендуется устанавливать в договорах на использование судна общие требования к договорам снабжения судна, во избежание внедрения туда условий, накладывающих на собственника дополнительную имущественную ответственность без его согласия.

 

Старший партнер Виктория Жданова

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2016