Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Особенности доказывания страны происхождения товара
11.03.2016

Особенности доказывания страны происхождения товара

Каждый ввоз товаров на таможенную территорию РФ сопровождается уплатой таможенных пошлин, налогов и сборов. Указанное бремя может быть уменьшено через получение декларантом тарифных льгот и преференций. Статья 74 ТК ТС устанавливает, что тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством РФ и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 года N 130, а также Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 утверждены Перечень стран-пользователей схемой тарифных преференций Таможенного союза и Перечень товаров, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Таким образом, определение страны происхождения товара является существенным условием для получения декларантом желаемых льгот, которые могут уменьшить бремя таможенных выплат на 75%.

В соответствии со ст. 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Определение осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза. Российская Федерация ратифицировала Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 года. Основным документом, удостоверяющим страну происхождения товара, является сертификат о происхождении или декларация о происхождении товара. Лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара, форма и правильность которого оценивается таможенным органом.

На стадии доказывания страны происхождения товаров возникает множество споров, связанных с ошибками в заполнении и достаточностью сведений, представленных декларантом, что привело к возникновению большого пласта судебной практики по данному вопросу.

Исходя из статьи VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее – Правила), в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, таможенные органы могут обратиться в компетентные национальные органы страны, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. В соответствии со ст. 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Сертификат может быть признан недействительным только в случаях, установленных  статьей VIII Правил и только после осуществления запроса в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Таким образом, суды возлагают на таможенные органы обязанность по совершению всех действий, доступных им для проверки достоверности сертификата. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2014 года по делу N А32-33473/2013 устанавливает, что в случае, если таможенный орган не воспользовался правом направить запрос относительно представленных декларантом сертификатов компетентному органу страны вывоза или страны происхождения товара, он не может ссылаться на недействительность сертификата.

Дополнительно, судебная практика подтверждает право декларанта на исправление ошибок, допущенных при заполнении сертификата. Данное правило применимо в случаях, когда имеющаяся в сертификатах опечатка не ставит под сомнение подлинность сертификатов и факт производства спорного товара именно в стране происхождения. Опечатка в сертификате, при наличии иных объективных доказательств страны происхождения товара не может быть признана тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое может повлечь отказ в рассмотрении их в качестве основания для предоставления преференций (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 по делу N А56-27344/2012). В качестве дефекта сертификата, не влияющего на его подлинность, судя, в том числе, признавали опечатки в наименовании товара. В случае, когда декларантом представлены в таможенный орган контракт, упаковочный лист, инвойс, товарно-сопроводительные документы, которые наряду с сертификатами о происхождении товара подтверждают соблюдение требований, необходимых для предоставления преференций, опечатка в сертификате не может служить основанием для отказа в его рассмотрении (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.07.2015 N Ф01-2317/2015 года по делу N А82-7523/2014).

Во всех остальных случаях, когда отсутствует дополнительная информация и доказательства страны происхождения товаров, сертификат правомерно может быть признан несоответствующим требованиям таможенного законодательства, что, в соответствии с п. 4 ст. 61 ТК ТС является основанием для отказа в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций. В том числе, существенным нарушением в оформлении сертификатов считается выдача их иностранной организацией, чьи полномочия на такую выдачу не подтверждены, а так же той, в отношении которой у таможенного органа отсутствуют сведения об адресе и форме печати (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2014 года по делу N А78-6590/2012).

Судебную практику в отношении порядка оформления сертификатов происхождения товаров нельзя назвать единообразной. Допустимость представления сертификата с недостатком напрямую зависит от обстоятельств дела, действий таможенных органов при его проверке, а так же от наличия / отсутствия дополнительных документов на товар. Таким образом, декларантам рекомендуется исключать риск отказа в рассмотрении сертификатов таможенными органами, производя их тщательную проверку перед декларированием. Риск отказа в представлении тарифных преференций так же можно снизить путем подготовки и сбора дополнительных документов и сведений, подтверждающих страну происхождения товара для таможенной службы.

 

Старший партнер Виктория Жданова

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2016