Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » При необращении за расследованием аварии к капитану порта, администрация порта ответственности не несеттственности не несет
03.09.2015

При необращении за расследованием аварии к капитану порта, администрация порта ответственности не несеттственности не несет

В случае аварии, возникшей в результате необеспечения судну администрацией морского порта безопасной стоянки, судовладелец обязан обратиться к капитану морского порта за проведением расследования.

Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 13 августа 2004 года №81, в пункте 1, установил, что администрация морского порта не несет ответственности за убытки, причиненные в результате необеспечения безопасной стоянки судна, поскольку истец не доказал наличия причинной связи между этими убытками и бездействием администрации.

Администрация морского порта не смогла обеспечить судну истца безопасную стоянку, в результате чего произошла его авария. Истец должен был доказать не только факт причинения вреда, но и то, что вред был причинен непосредственно незаконными действиями (бездействием) администрации порта. Материалами дела также уставлено, что необеспечение безопасной стоянки судна не привело бы к аварии, если бы капитан судна выполнил надлежащим образом возложенные на него обязанности.

Действие / бездействие администрации морского порта, при отсутствии обращения за расследованием аварии к капитану порта, а также при неисполнении капитаном судна своих обязанностей даже при отсутствии безопасной стоянки судна, не может быть признано основанием для возмещения администрацией убытков судовладельцу.

Выводы Президиума были сделаны на основании статьи 76 КТМ РФ и Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами, утвержденным Приказом Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1989 года №118. Между тем, при правомерности сделанного Президиумом вывода, Приказ Министерства морского флота СССР от 29.12.1989 года N 118 был отменен 14.05.2009 года, в соответствии с приказом Минтранса России N 75.

В период действия вышеуказанных нормативных правовых актов, расследование аварийного случая осуществлялось капитаном морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организовывал комиссию по расследованию или же принимал участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направлял соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.

В настоящее время порядок расследования аварийных случаев на море установлен Приказом Минтранса России от 08.10.2013 года N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море" (далее – Положение).

Пунктом 9 указанного Положения установлено, что для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и / или представители капитана морского порта регистрации судна / судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.

Пунктом 12 указанного Положения установлено, что капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации.

Часть 23 статьи 16 Положения о капитане морского порта предусматривает, что капитан порта участвует в расследовании аварий или инцидентов на море.

Основываясь на вышеизложенном, на основании пункта 12 Положения, о произошедшем аварийном случае капитан судна обязан незамедлительно сообщить капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации, а так же судовладельцу и в Ространснадзор. Дополнительно, в зависимости от типа судна и места происшествия, капитан судна так же обязан уведомить Росрыболовство (в случае аварии с рыболовным судном) и администрацию Северного морского пути (при аварийном случае в акватории Северного морского пути).

В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация (пункт 15 Положения): тип, название и ИМО номер судна; фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна; судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс; морской порт (место) регистрации судна; дата и время аварийного случая; место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море); географические координаты места аварийного случая; географические координаты местонахождения судна, дата и время составления сообщения об аварийном случае; краткое описание аварийного случая; число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей; идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна; дата и время составления сообщения об аварийном случае.

В отсутствие сообщения об аварии, событие не фиксируется и не расследуется уполномоченными лицами, в связи с чем у судовладельца отсутствуют материалы, официально устанавливающие причины происшествия для дальнейшего использования в суде и в страховой компании. Дополнительно, несообщение об аварии может быть квалифицировано, как сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (статья 237 Уголовного кодекса РФ).

 

Старший партнер Виктория Жданова 

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015