Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Об особенностях функционирования Свободной Экономической Зоны Крым
13.08.2015

Об особенностях функционирования Свободной Экономической Зоны Крым

Об особенностях функционирования Свободной Экономической Зоны Крым.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Положениями указанного закона на 25 лет, до 2040 года, образована и действует Свободная Экономическая Зона (далее – СЭЗ) в Крыму и Севастополе. Принятие данного закона позволит улучшить инвестиционный климат полуострова, а так же дать возможность инвестирования капиталов любого, даже объективно небольшого размера.

Любая СЭЗ представляет собой зону с особым налоговым и таможенным режимом, благоприятным для инвестирования. СЭЗ Крым наиболее интересна будет тем инвесторам, которые намерены вложить средства в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан (статья 2 Закона).

Статьей 6 закона установлено, что законодательством Российской Федерации предусматриваются особенности государственной регистрации судов в Российском международном реестре судов в случае, если порт (место) государственной регистрации судна находится на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя. Назначение указанной нормы остается пока неопределенным, так как по всей территории РФ распространяются единые Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 9 декабря 2010 года N 277. Допускается, что законодатель планирует внедрение льготного режима регистрации судов, в том числе, по меньшим ставкам государственной пошлины, что особенно актуально для владельцев судов, зарегистрированных в Российском Международном Реестре Судов.

Статья 3 закона устанавливает в отношении СЭЗ Крым особый правовой режим в области морского транспорта, который включает в себя наличие в портах полуострова Свободной Портовой Зоны (далее – СПЗ), применение при ввозе через них товаров таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Статья 7 закона предусматривает, что все порты Крыма и Севастополя являются свободными. Свободным портом является порт, на территории которого применяется отдельный порядок осуществления процедур пограничного, таможенного и иного контроля в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров и транспортных средств. На территории указанных портов действует единая таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Частью 1 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны установлено, что свободная таможенная зона – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза. Таким образом, ввоз товаров и транспортных средств, включая обеспечивающий флот, является при соблюдении общих правил таможенного оформления беспошлинным и не подлежащим налогообложению, до тех пор, пока товары используются в пределах границ СЭЗ.

СЭЗ Крым открыта для инвестиционных проектов и осуществления в ней деятельности любой, кроме пользования недрами (статья 12 закона). Потенциальный участник СЭЗ должен быть зарегистрирован на  территории Республики Крым, состоять на налоговом учете в налоговом органе, и иметь инвестиционную декларацию.

Инвестиционная декларация содержит все необходимые сведения о размере инвестиций в СЭЗ, порядке инвестирования, а так же о проекте, в рамках которого производится вложение денежных средств. Для получения статуса участника СЭЗ, в течение первых трех лет работы, представители малого и среднего бизнеса должны осуществить инвестицию в размере не менее 3 000 000 рублей, а представитель крупного бизнеса – в размере не менее 30 000 000 рублей.

После получения лицом статуса резидента СЭЗ Крым, оно получает так же существенные налоговые преференции. До 0% снижается ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в федеральный бюджет. До 2% снижается указанная ставка в части отчисления в бюджет Республики Крым на первые 3 года работы, и далее, по возрастающей, до 6% с четвертого по восьмой год, и до 13,5% с девятого года работы.

Участник СЭЗ освобождается от уплаты налога на имущество на 10 лет. Данная преференция является особенно интересной для участников индустрии водного транспорта, в собственности которых находятся морские суда и объекты портовой инфраструктуры. На указанное имущество так же начисляется ускоренная амортизация – с коэффициентом 2.

Резидентам так же доступно налогообложение земельным налогом по ставке 0%, сроком на 3 года, при условии ведения им деятельности в рамках СЭЗ на земельных участках, являющихся объектом налогообложения. 

Для участников СЭЗ Крым, осуществивших свою регистрацию до декабря 2017 года так же действуют пониженные тарифы по страховым взносам. Льгота как никогда актуальна для судовладельцев, обеспечивающих социальное страхование для членов экипажей своих судов. Общий размер страховых взносов составит 7,6%, из которых 6% должны быть отчислены в Пенсионный Фонд РФ, 1,5% - в Фонд социального страхования, 0,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Основываясь на всем вышеизложенном, участникам индустрии морского и речного транспорта, в том числе, владельцам обеспечивающего флота (буксиры, бункеровщики), стивидорам, а так же морским агентам рекомендуется принять во внимание возможность организации своей деятельности в СЭЗ Крым, с учетом существенного количества преференций, доступных резидентам данной зоны с 2015 года. 

Старший партнер Виктория Жданова 

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015