Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Регистрация в РМРС судов менее 80 единиц
29.10.2014

Регистрация в РМРС судов менее 80 единиц

Действующее законодательство не содержит оснований для отказа в регистрации в Российском международном реестре судов самоходных судов, отвечающих требованиям ст. 33 КТМ РФ и имеющих валовую вместимость до 80 единиц.

Вопрос: Подлежит ли регистрации в РМРС самоходное судно, соответствующее требованиям п. 1-3 ч. 7 ст. 33 КТМ РФ и имеющее валовую вместимость менее 80 единиц.

Ответ: Оснований для отказа в регистрации в Российском международном реестре судов  (далее – «РМРС») самоходного судна,  соответствующего требованиям ч. 7 ст. 33 КТМ РФ, валовой вместимостью менее 80 единиц, действующим законодательством не предусмотрено.

Правовое обоснование: Частью 7 ст. 33 КТМ РФ предусмотрено 4 типа судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов,  а именно:

  1. суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Не подлежат государственной регистрации в Российском международном реестре судов суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает пятнадцать лет;
  2. суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает пятнадцать лет;
  3. суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;
  4. самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, предусмотренных статьей 2 КТМ РФ.

При этом, как следует из статьи 36 КТМ РФ, за государственную регистрацию судов в РМРС и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в РМРС уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 108 ст. 333.33 НК РФ установлен минимальный размер пошлины за регистрацию судов в РМРС, который начинается с  валовой вместимости судна от 80 единиц. 

Соответственно, из системного толкования вышеприведенных положений закона можно сделать ошибочный вывод о том, что в РМРС может быть зарегистрировано судно, имеющее валовую вместимость от 80 единиц. Именно такая логика проводится капитанами морских портов, что порождает порочную правоприменительную практику, выраженную в частности в Письме Минфина от 25.04.2013 г. 03-05-0314435.  В указанном разъяснении  изложена правовая позиция о том, что если законодательством не  предусмотрен размер государственной пошлины, подлежащей оплате за регистрацию судна, то такое действие не может быть совершено.

Между тем, в соответствии с п. 39 Приказа Минтранса РФ от 09.12.2010 N 277 «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах» в регистрации судна и прав на него отказывается исключительно в следующих случаях:

  1. C заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
  2. Не соблюдено требование об исключении судна из прежнего реестра судов;
  3. Документы, представленные на регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  4. Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
  5. Правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
  6. Права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Соответственно, такое основание, как несоблюдение требований законодательства России, предъявляемых к оплате государственной пошлины, не предусматривается. Сложно говорить и о том, что п. 3, допускающий отказ по причине не соответствия документов, требованиям законодательства РФ применим, так как данный пункт относится к документам, происходящим из-за границы или составленным с нарушением требований законодательства РФ. В случае же если заявителем представлен комплект документов, отвечающих требованиям законодательства РФ, в том числе уплачен минимальный размер государственной пошлины, предусмотренный для регистрации в РМРС п. 108 ст. 333.33 НК РФ основания для отказа в регистрации отсутствуют. В ином случае следует допустить, что нормы НК РФ фактически изменяют приведенный выше перечень типов судов, подлежащий регистрации в РМРС, предусмотренные КТМ РФ, однако установление оснований для регистрации судна в судовом реестре не является предметом регулирования Налогового кодекса (ст. 2). Кроме того, ч.ч. 3, 4,7 ст. 3 НК РФ предусмотрена недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих ведению экономической деятельности и реализации конституционных прав, включая право собственности. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности Налогового кодекса РФ толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, в целях реализации предоставленного судовладельцу права зарегистрировать в РМРС судно, отвечающее требованиям ч. 7 ст. 33 КТМ РФ, в случаях представления заявления о регистрации судна вместимостью менее 80 единиц, регистрирующий орган не имеет право отказать в регистрации судовладельцу, представившему доказательства уплаты минимального размера государственной пошлины, предусмотренного действующей редакцией пункта 108 статьи 333.33 НК РФ При этом судовладельцем должны быть, безусловно соблюдены требования ст. 22 КТМ РФ о классификации и освидетельствовании судна, а также требования технического регламента о безопасности объектов морского транспорта.

 

(©) Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2014

Хотите получить консультацию?