Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Регистрация судов в бербоут-чартерном реестре РФ
04.02.2014

Регистрация судов в бербоут-чартерном реестре РФ

«Bareboat», если дословно переводить это слово с английского языка, означает «голая лодка». Поскольку наша статья не имеет возрастного рейтинга «18+», сразу оговоримся, что к торговому мореплаванию такой перевод не имеет никакого отношения.

В соответствии с главой XI Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – «КТМ РФ») бербоут-чартер - договор фрахтования судна без экипажа. По нему судовладелец обязуется «за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания» (ст. 211 КТМ РФ).

Передача судов по бербоут-чартеру является принципиально важным фактом в судовой «истории», так как,  фактически, в отношениях с третьими лицами при эксплуатации судна выступает не его собственник, а компания-судовладелец. Чаще всего, в бербоут-чартер принимаются суда, принадлежащие иностранным юридическим лицам для работы под российским флагом, на территории РФ. Для защиты интересов сторон в сделках с участием таких судов, а также для обеспечения гласности таких чартеров и доступа к информации о них в открытой форме, переход судна по бербоут-чартеру по закону, подлежит государственной регистрации в бербоут-чартерном реестре (ст. 33 КТМ РФ).

 

Суда подлежащие регистрации.

Часть 6 ст. 33 КТМ РФ предусматривает, что в бербоут-чартерном реестре подлежат государственной регистрации исключительно суда, которым временно предоставлено право плавания под государственным флагом РФ. Таким образом, суда, уже имеющие постоянный флаг РФ, могут передавать в бербоут-чартер  без перевода их в бербоут-чартерный реестр.

Дополнительно, Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных Приказом Минтранса от 09.12.2010 года №277 (далее – «Правила»), накладываются дополнительные требования для осуществления регистрации. Фрахтователь судна по бербоут-чартеру должен отвечать требованиям ч. 1 ст. 15 КТМ РФ, а именно быть либо физическим, либо юридическим лицом по праву РФ, либо самой Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием.

  Место регистрации. 

В соответствии с положениями ст. 35 КТМ РФ, государственная регистрация судов в бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта. В отличие от процедуры регистрации судов в Российском международном реестре судов, о которой мы рассказывали ранее в нашем вебинаре, зарегистрировать судно в бербоут-чартерном реестре можно в администрации любого морского порта на территории РФ. Важно помнить, что Правила требуют осуществить регистрацию судна не позднее одного календарного месяца с даты получения разрешения на такую регистрацию от Ространснадзора!

Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов, которые, частично, дублируют пакет, который судовладелец подает в Ространснадзор для получения разрешения (см. ч. «Просим разрешение!», выше).

 

Частью 42 Правил предусмотрен исчерпывающий список документов для предоставления в Администрацию морского порта:

  1. Выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;
  2. Согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под государственный флаг РФ;
  3. Документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под государственным флагом РФ;
  4. Оригинал и копия бербоут-чартера;
  5. Свидетельство о годности судна к плаванию;
  6. Мерительного свидетельство судна;
  7. Пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
  8. Сведения об ИМО номере судна;
  9. Документ, подтверждающий, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (копия паспорта – для физического лица, выписка из ЕГРЮЛ, копии свидетельств о регистрации – для юридических лиц);
  10. Решение Ространснадзора о временном предоставлении судам, зарегистрированным в реестре судов иностранного государства, права плавания под государственным флагом РФ и об определении названий этим судам;
  11. Заявление о регистрации судна в бербоут-чартерном реестре;
  12. Анкета судового реестра, которая заполняется заявителем, с указанием, в том числе, данных о названии судна (настоящее и все прежние на русском и английском языках), морском порте предыдущей регистрации и дата ее аннулирования (если таковые имелись), ИМО номере, регистровой вместимости (чистовой и валовой), дедвейте, прочих технических данных судна;
  13. Квитанция об оплате государственной пошлины в соответствии с положениями ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, далее – «НК РФ»).

При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре заявителю выдается свидетельство о праве плавания под флагом РФ на определенный срок.

  Налоговые последствия.

Работа фрахтователя не заканчивается после успешной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре, ведь он входит в стадию активной его эксплуатации и ведению коммерческой деятельности в роли судовладельца на территории Российской Федерации. Исходя из этого, фрахтователь становится субъектом налогообложения, в соответствии с действующими нормами НК РФ.Вне зависимости от основания эксплуатации судна, фрахтователь будет платить следующие налоги: 

  1. Налог на прибыль организации – фрахтователя, полученной из источников на территории РФ (20%).
  2. Налог на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке грузов и / или пассажиров (18%, будет включено в цену фрахта).
  3. Налог на добавленную стоимость в отношении сдачи судна в аренду иностранной организацией – судовладельцем, в форме надбавки на цену фрахта (по налоговому законодательству государства, в котором зарегистрирован судовладелец, НДС в российский бюджет не уплачивается).
  4. Страховые взносы во внебюджетные фонды РФ в отношении трудовой деятельности экипажа судна, являющегося работниками фрахтователя (36% от фонда заработной платы экипажа).
  5. Налог на имущество в случае, если срок бербоут-чартера – более 12 месяцев (2,2%, при условии, что фрахтователь использует судно для оказания услуг).
  6. Транспортный налог, так как транспортное средство, используемое для перевозок пассажиров и грузов, не является собственностью фрахтователя (5%).

Очевидно, что налоговая база при бербоут-чартере является существенной. Единственный способ для фрахтователя уменьшить ее – это заключать краткосрочные договоры фрахтования на срок менее 12 месяцев, чтобы избежать оплаты налога на имущество, однако, вряд ли можно построить эффективную коммерческую деятельность в отношении судна за такое короткое время.

Исходя из вышеизложенного, можно смоделировать налоговую базу для типичной российской компании – фрахтователя, исходя из следующих характеристик:

 Уходим в бербоут фото

 

 Таможенное оформление.

Не смотря на все плюсы и удобства бербоут-чартера, он когда-нибудь, неизбежно, заканчивается. Для сторон по договору это означает, что, рано или поздно, судно должно будет покинуть территорию РФ. Об этом фрахтователю стоит подумать заранее, еще на стадии ввоза судна в Россию, так как выбор таможенной процедуры такого ввоза напрямую установит порядок пребывания судна и его вывоза из РФ.

Сразу стоит оговориться, что для фрахтователя использовать для ввоза судна таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – совершенно невыгодно, ведь при таком выпуске декларант в полном объеме уплачивает все таможенные пошлины и сборы, рассчитываемые из цены судна по договору купли-продажи или по данным о схожих судах. имеющихся у таможенных органов, которая может быть очень высокой. Выпуск для внутреннего потребления выгоден только в том случае, если фрахтователь намерен по окончанию бербоут-чартера выкупить судно и зарегистрировать его для работы в РФ в одном из судовых реестров (Государственный или Международный судовой реестр).

Наиболее выгодным и, пожалуй, единственным методом ввоза зафрахтованного судна в РФ является процедура временного ввоза. Иностранные суда используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Зафрахтованные суда освобождаются от уплаты таможенных платежей частично. В отношении таких судов подлежит уплате таможенная пошлина в размере 3% от общей суммы таможенных платежей, которые были бы уплачены на судно, если бы оно было выпущено для внутреннего потребления, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения судна на таможенной территории таможенного союза.

 

Расчет частичных таможенных платежей, подлежащих уплате ежемесячно при нахождении судна в РФ под процедурой временного ввоза:

 

Цена судна (по договору купли-продажи) / 100 * ставка таможенного платежа

                                                                          ( 17,5% - яхта;

                                                                             18% - грузовое судно)

1 000 000 рублей / 100 * 17,5 = 175 000 рублей

Дополнительно, необходимо учитывать, что таможенным платежам относятся не только таможенные пошлины, но и сбор за оформление товаров под таможенную процедуру. Для товаров стоимостью более 30 000 рублей, сбор составляет 100 000 рублей, однако, в соответствии с положениями Закона о таможенном регулировании, транспортные средства, находящиеся во временном ввозе, освобождаются от оплаты таможенного сбора за оформление.Срок временного ввоза устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, а именно, срока действия бербоут-чартера, и не может превышать 2 (два) года со дня помещения судна под таможенную процедуру временного ввоза.

 

Судно А может находиться на территории РФ под процедурой временного ввоза, непрерывно или с покиданием такой территории, не более 730 дней. Таким образом, если в 2013 году судно было ввезено в РФ на 1 месяц, после чего покинуло Россию, под процедурой временного ввоза оно, дополнительно, может находиться еще 700 дней (ст. 281 ТК ТС).

После того, как предусмотренные 730 дней пребывания судна в РФ будут исчерпаны, судну будет отказано в новом помещении его под процедуру временного ввоза таможенными органами. Впоследствии оно должно находиться в РФ в таможенной процедуре переработки или выпуска для внутреннего потребления.

 

Только процедура временного ввоза судна позволит фрахтователю избежать полностью или частично обязанности по уплате таможенных пошлин, а так же полностью соответствует духу бербоут-чартера, по истечению которого судно утрачивает право хождения под российским флагом и, в большинстве случае, покидает территориальные воды РФ (реэкспорт).

  

В порядке исключения…

В соответствии с ч. 98 Правил, из бербоут-чартерного реестра подлежит исключению иностранное судно, переданное в пользование и во владение российскому фрахтователю по бербоут-чартеру, при прекращении действия бербоут-чартера; если истек срок предоставления права плавания под флагом Российской Федерации или аннулировано решение о предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Практика по аннулированию разрешений Гостранснадзора на временный перевод иностранных судов под флаг РФ не так уж и распространена, однако, такое аннулирование может быть основано, в первую очередь, на соображениях государственной безопасности и охраны интересов РФ. При выдаче разрешений Гостранснадзор запрашивает, в том числе, подтверждение соответствия сторон бербоут-чартера условиям управления безопасностью МКУБ, так как такое соответствие важно для безопасности мореплавания в России. Поводом для отмены разрешения, таким образом, может послужить несоответствие судовладельца, судна или фрахтователя требованиям МКУБ. Удивительно, что Гостранснадзор не требует при выдаче разрешений наличия действующего страхового покрытия за ущерб от загрязнения окружающей среды, а так же страхование ответственности судовладельцев и фрахтователей, но можно предположить, что в праве хождения под флагом судну будет отказано, если оно станет угрозой для себя и окружающих, в том числе, для экологии РФ.

Так же сторонам по договору необходимо строго соблюдать требования российского законодательства в отношении бербоут-чартера. Например, ст. 215 КТМ предусмотрено, что фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Это означает, что никакой другой чартер или тип договора не может быть заключен фрахтователем (например, тайм-чартер), под угрозой лишения судна права плавания под флагом РФ.

Наконец, соответствовать требованиям закона должны и сами стороны бербоут-чартера. Статьей 18 КТМ РФ предусмотрено, что судно автоматически теряет право плавания под российским флагом, в том числе, в случае, когда ее собственник перестает соответствовать требованиям ч. 1 ст. 15 КТМ РФ, т.е быть физическим или юридическим лицом по праву России. Таким образом, фрахтователю лучше воздержаться от смены гражданства или государства-регистрации на весь период действия бербоут-чартера.

   В порядке заключения…

Принятие иностранного судна в бербоут-чартер является прекрасным механизмом привлечения судов под иностранными флагами для работы на территории России. Не смотря на сложную процедуру регистрации судна, сопряженную с получением, в обязательном порядке разрешения от Гостранснадзора на временное хождение под флагом РФ, при должной подготовке и тщательном подходе, судну совершенно реально получить временный российский флаг, а фрахтователю – сэкономить на уплате таможенных пошлин и сборов . Между тем, не стоит забывать о том, что судно, пусть и имеющее хоть и временный, но все же российский флаг, является объектом полноценного налогообложения по НК РФ, в связи с чем выгодность использования того или иного чартера потенциальный фрахтователь должен определять самостоятельно, исходя из своих коммерческих планов и потребностей.  

В связи с обращением внимательного читателя, в статью внесены изменения в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 11 октября 2012 г. N 1038, которым признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 448 "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов", предусматривающее полное условное освобождение судов зарегистрированных в бербоут-чартерном реестре от уплаты таможенных пошлин. 

Старший партнер Виктория Жданова

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2014

 

Другие материалы по теме:

  1. Досрочное расторжение бербоут-чартера
  2. Об отмене минимальных сроков бербоут-чартера для получения судном Российского флага

Регистрация РМРС 

Нужна поддержка в сделке по передаче судна в чартер? Обращайтесь!