Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Окончательное освобождение
19.08.2014

Окончательное освобождение

 

Министерство транспорта разработало законопроект, окончательно избавляющий суда в РМРС от таможенных пошлин и расходов.

В 2012 году вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», по средствам которого был сделан первый существенный шаг к привлечению флота под российский флаг через регистрацию судна в Российском Международном Реестре Судов (далее – РМРС). Судовладельцам предложили нулевые ставки по большинству налогов, а так же освобождение от таможенных пошлин при ввозе морских судов на территорию РФ.

И если налоговые вычеты успешно применяются судовладельцами уже несколько лет, то с освобождением от таможенных пошлин все не так просто. Не смотря на четкую формулировку указанного федерального закона, при ввозе судов в РФ никто не гарантирует судовладельцу отсутствие каких-либо расходов.

Как известно, для длительной работы в РФ суда могут ввозиться по двум таможенным процедурам – выпуск для внутреннего потребления или временный ввоз, предусмотренные главами 30 и 37 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС).

Для каждой из данных процедур, даже в случае, если судно зарегистрировано в РМРС, глава 12 кодекса предусматривает право таможенного органа потребовать от декларанта уплаты обеспечения таможенных платежей. Через указанное требование таможенный орган удостоверяется, что декларант и судовладелец не будет злоупотреблять правами, предоставленными при регистрации судна в РМРС – не изменит таможенную процедуру, не исключит судно из реестра после «бесплатного» ввоза.

В соответствии с частью 6 статьи 137 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные органы наделены правом принятия решения о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении судов, ввозимых декларантом, отвечающим следующим критериям:

 

1) осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года;

2) имеет неисполненные требования по уплате таможенных платежей в установленные данными требованиями сроки;

3) в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности по статье 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) имеет неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

5) в иных случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены.

Размер обеспечения, как правило, всегда равен размеру ввозной таможенной пошлины, предусмотренной для судна по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (в среднем – 5% от инвойсовой цены судна), а так же, дополнительно, налога на добавленную стоимость (18% от инвойсовой цены судна). Таким образом, за 1 000 000 евро цены судна декларант должен будет оплатить около 8 000 000 рублей обеспечительного платежа.

Мера вполне обоснована, ведь имеется риск, что судовладелец зарегистрирует судно в РМРС лишь на год, осуществит ввоз судна, сэкономив тысячи долларов таможенных пошлин (20-30% от инвойсовой стоимости судна), а потом покинет РМРС, продолжив работу на территории РФ «бесплатно». Однако, даже с учетом, что любая внесенная в качестве обеспечения сумма будет возвращена декларанту либо после окончания работы судна в РМРС в бербоут-чартере (после покидания судном территории РФ), либо через 5 лет после выпуска судна в РМРС для внутреннего потребления в РФ, при условии, что оно не исключено из реестра, концепция обеспечительных платежей полностью противоречит самому духу РМРС, а также служит основным отталкивающим фактором для иностранных судовладельцев, определяющихся с выбором судового реестра.

При выборе реестра судовладелец, в первую очередь, руководствуется простотой и доступностью регистрации, короткими сроками ее проведения, а так же размером расходов, которые потребуются для перевода единицы флота под флаг. И именно на последнем этапе РМРС становится совершенно невыгодным и непривлекательным для иностранных судовладельцев – не у всех имеются столь существенные суммы, с которыми они могут расстаться, единовременно, даже с перспективой их последующего возврата.

Именно с целью устранить данный негативный фактор, почти полностью сводящий «на нет» всю полезность РМРС, Министерством транспорта РФ подготовлен проект Постановления правительства РФ «О предоставлении обеспечительных мер при освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогами судов, регистрируемых в российском международном реестре судов». С полным текстом проект можно ознакомиться здесь  >>>

Основная цель документа – безоговорочно, четко и прямо закрепить право судовладельцев на ввоз судов, зарегистрированных в РМРС, на территорию РФ без оплаты какого-либо обеспечения таможенных платежей. Статья 1 постановления гласит:

 

«Установить освобождение от предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении судов, ввезенных на территорию Российской Федерации и зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее – реестр) при условии представления в таможенный орган при декларировании судна свидетельства о государственной регистрации судна в реестре и копии документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре».

 

Таким образом, к списку льгот для участников РМРС добавляется еще одна, переводящая их в категорию «неприкосновенных» не только для налоговых, но и для таможенных органов.

Действие постановления, впрочем, не безгранично. Уже статьей 2 документа предусматривается условие, из которого льгота предоставляется далеко не всем судам зарегистрированным в  РМРС:

 

«В случае если при декларировании судна, ввезенного на территорию Российской Федерации, не представлено свидетельство о регистрации судна в реестре и копия документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре, выпуск товара осуществляется при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов».

 

Из буквального толкования указанного положения следует, что освобождение от оплаты обеспечения будет предоставляться лишь тем судовладельцам, которые заранее позаботились и зарегистрировали судно в РМРС до его прибытия в РФ. Если же собственник или фрахтователь желает применить условие статьи 165 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), на основании которого подтвердить право на льготы можно после ввоза судна в РФ, в течение 45 календарных дней, освобождение от оплаты обеспечения на таможне ему не предоставляется.

Более того, предложенная формулировка и вовсе противоречит главе 12 ТКТС, в которой сказано, что требовать обеспечение от декларанта у таможенного органа имеется право, а не обязанность. Между тем, постановление в такой редакции, фактически, делает оплату обеспечения обязательным условием для всех судовладельцев, не осуществивших раннюю регистрацию судов в РМРС.

Безусловно, заблаговременная регистрация судов приветствуется, но, формально, подобная разница в подходах ничем, кроме удобства таможенных служб, не оправдана, и, очевидно, проект постановления следует по данной позиции доработать. В противном случае будет иметь место дискриминация судовладельцев, которые по соображениям экономии и коммерческой эффективности ввозят суда в РФ до момента их регистрации в РМРС.

Судьба постановления пока остается неопределенной: оно уже получило жесткую критику от Министерства экономического развития РФ, экспертная комиссия которого назвала проект «необоснованным», посчитав имеющуюся практику и законодательство по предоставлению таможенного обеспечения обоснованной.

Между тем, если следовать идее государственной поддержки судостроения и судоходства, то отказываться от идеи уточнения и расширения преференций для судов в РМРС нельзя, с учетом самой цели существования реестра – привлечение новых судов под российский флаг на настоящих, а не мнимых привилегированных условиях

 

Ознакомиться с проектом нормативно-правового акта >>

 

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»