Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Убытки, избежать нельзя, уменьшить
19.08.2014

Убытки, избежать нельзя, уменьшить

 

О мерах уменьшения убытков от запрета на ввоз в РФ продукции из западных стран.

На прошлой неделе Россия ввела запрет на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Под эмбарго, которое продлится в течение года, попали говядина, свинина, мясо птицы, рыбы, сыры, молоко и плодоовощная продукция. При этом запрет не распространяется на детское питание и товары, купленные физическими лицами для питания и личного пользования.

Данный запрет Россия ввела на основании Указа Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 06.08.2014 и Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах". Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан. Такие меры могут быть направлены на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление.

На практике грузоперевозчики столкнулись с серьезной проблемой – необходимостью вернуть экспортируемые товары обратно, так как импорт в Россию невозможен. Пришвартованные грузовые суда с запрещенными продуктами вынуждены уходить в демередж из-за простоев. За хранение одного контейнера с нежелательным товаром на складе выплачивается около 7 000 долларов в месяц, и это без подсчета демереджа контейнера, рассчитанного его собственником, если он не освобожден вовремя.

По предварительным оценкам, на процедуру оформления возврата груза у судовладельцев уходит не менее двух месяцев. За это время может быть затрачена внушительная сумма. Но согласно п. 6 действующего распоряжения ГТК РФ от 24.03.1998 N 01-14/327 о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта  таможенная служба обязана в месячный срок обеспечивать исполнение и контроль над выдачей разрешений, при условии представления всех необходимых для таможенных целей документов. Таким образом, можно ссылаться на данное распоряжение при задержке оформления реэкспорта, а также конституционно гарантированное право  на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Соответственно, после признания незаконными действий (или бездействия) таможенных органов, участник ВЭД имеет право обратиться в суд за взысканием убытков.

Федеральная Таможенная служба на основании Указа Президента и Постановления Правительства  № 778 издала приказ №1496 от 7 августа 2014 года. Приказ конкретизирует и устанавливает полномочия должностных лиц и подразделений Федеральной таможенной службы в рамках данного вопроса, а именно, согласно п. 1.4 и п. 1.5:

  1. Организовать оказание практической и методической помощи должностным лицам таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, со стороны функциональных подразделений таможен для решения вопросов определения страны происхождения товаров, классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и идентификации ввозимых товаров на предмет их возможного отнесения к товарам отдельной категории;
  2. При выявлении фактов декларирования товаров отдельной категории обеспечить отказ в выпуске таких товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и принятие мер по их немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, за исключением товаров отдельной категории, фактически ввезенных на территорию Российской Федерации до вступления в силу Постановления.

В региональных подразделениях создаются аналитические группы, для того, чтобы Указ и Постановление начали своё непосредственное действие. Эмбарго стремительно вступило в силу, и перевозчики находятся в недоумении, так как прямых инструкций от государства так и не поступило.

На данный момент грузоперевозчики в портах ожидают разрешения ситуации: и грузовладельцы, и судовладельцы терпят серьезные убытки. Транспортные средства, которые не успели пройти таможенное оформление до начала действия санкций, перевозчикам приходится разворачивать обратно. Но с судами ситуация оказалась более сложной, так как прибыть в порт и оформить отдельные документы они могли до вступления в силу вышеуказанных актов, но не успеть совершить разгрузку.

Тем лицам, кого затронули введенные санкции, стоит обратить внимание на п. 1.5 Приказа, где указано, что: «при выявлении фактов декларирования товаров отдельной категории обеспечить отказ в выпуске таких товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и принятие мер по их немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, за исключением товаров отдельной категории, фактически ввезенных на территорию Российской Федерации до вступления в силу Постановления». То есть, те суда, которые пересекли границу Российской Федерации до вступления в силу Постановления, имеют право на передачу указанных товаров, так как, согласно ст. 156 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС)  прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу,  и во время работы таможенных органов в этих местах.

В рамках договоров перевозки и поставки запрещенных товаров, правительственный запрет можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, так как оно не зависит от воли сторон, о чем в большинстве проформ договоров, участвующих во внешнеэкономической деятельности делается оговорка.  

Согласно Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (с изменениями от 21.12.1979 года), ни перевозчик, ни судно не отвечает за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом всяких прочих причин, возникших не из-за действий и не по вине перевозчика и не из-за действий и не по вине агентов или служащих перевозчика; однако бремя доказывания возлагается на лицо, требующее такого освобождения от ответственности, и оно должно доказать, что ни действия или личная вина перевозчика, ни действия или вина агентов или служащих перевозчика не способствовали потерям или убыткам. Таким образом, перевозчики, которых коснулись введенные РФ санкции, освобождаются от возмещения убытков, связанных с вынужденными тратами на простой судна и остальными, связанными с действиями российских властей. Доказывания, очевидно, данный факт не требует, так как введение запрета за импорт иностранных товаров в РФ – событие общеизвестное.

Освобождение от ответственности также регулируется Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи, в статье 79: «Сторона не несет ответственности за неисполнение любого из  своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий». Соответственно, если в договоре отсутствует положение о форс-мажорных обстоятельствах, стороны могут сослаться на указанные международные правовые акты, при разрешении вопроса об ответственности. Важно только что бы соответствующе обстоятельство признавалось в качестве обстоятельства непреодолимой силы по контракту.

Следует так же обратит внимание, что само по себе наступление непреодолимой силы влечет за собой исключение ответственности только на тот период пока такое обстоятельство сохраняется, а после его отпадения обязательства сторон продолжают исполнятся в неизменно виде с такого самого места и срока в котором они были прерваны.

Тем грузовладельцам, чей груз находится в пути по направлению к портам РФ, следует разворачивать суда, так как при заходе на таможенную территорию РФ, придется уплачивать все необходимые таможенные пошлины, что существенно увеличит затраты на перевозку. Согласно оговоркам в коносаменте, при любых обстоятельствах вне контроля перевозчика, которые, по мнению капитана или перевозчика могут причинить повреждения или ущерб грузу, по причине задержки или другой, либо при наступлении которых будет неблагоразумно продолжать рейс, например, по причине задержки, Перевозчик имеет следующие права вне зависимости от какой-либо гарантии или законодательного акта:

  1. Следовать в такой подходящий порт, какой Перевозчик выберет по своему абсолютному усмотрению и там выгрузить Товар.
  2. Отвезти Товар обратно в страну отправления и там его выгрузить.
  3. Удерживать Товар на борту судна и/или вернуть его в первоначальный порт выгрузки на том же или другом судне и там выгрузить исключительно на риск и в компетенцию Грузоотправителя/Грузополучателя и/или Собственника Груза.

Действуя, согласно указанным выше положениям, грузоперевозчик сможет  снизить расходы грузоотправителя, а также избежать задержания груза.

Согласно ТК ТС для возврата груза можно поместить его в режим реэкспорта, то есть таможенной процедуры, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Так как при переводе груза в этот режим, при возврате товаров в реэкспорте декларант освобождается от уплаты вывозных таможенных пошлин, то это существенно снижает расходы. Ниже приведен список документов, необходимых для помещения под таможенную процедуру реэкспорта:

1) об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);

2) о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

3) о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

4) об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Получить допуск к реэкспортным операциям можно с разрешения Федеральной Таможенной Службы куда необходимо представить следующие документы:

1) Заявление с указанием контактных данных заявителя.

2) Бумаги с информацией об уплате налогов и пошлин для передачи продукта в свободное обращение.

3) Копии заверенных таможенными органами документов для подтверждения ввоза и места складирования реэкспортной продукции.

Для товаров, которые прибыли на таможенную территорию ТС и находятся в пункте пропуска через государственную границу РФ либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, и не помещенные под какую-либо таможенную процедуру, установлена упрощенная форма декларирования. В данном случае вместо ГТД (грузовой таможенной декларации) таможенному органу, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, в котором оформлено прибытие товаров на таможенную территорию ТС, может подаваться таможенная декларация в форме произвольного письменного заявления в двух экземплярах, содержащего сведения о заявляемой таможенной процедуре (реэкспорте), декларанте, товарах (наименование, количество в килограммах и в других единицах измерения, обычно применяемых для этого вида товаров) и дате составления таможенной декларации. 

Таким образом, товар, на данный момент, находящийся на судах в российских портах, следует перевести в режим реэкспорта, согласно российскому законодательству, уменьшив расходы.

Никаких официальных инструкций, разъясняющих перевозчикам и грузовладельцам их дальнейшие действия, Федеральная Таможенная Служба не даёт. За демередж  с перевозчиком придется поспорить, доказывая перевозчику обстоятельства непреодолимой силы, поэтому действия заинтересованных сторон должны быть направлены на уменьшение убытков. Скорее всего лучшим выходом станет оформление реэкспорта и перенаправление груза в другие страны на реализацию или хранение. Так как таможенные службы осуществляют проверку стран происхождения (изготовления) товаров, то каким-либо законным образом доставить груз на территорию РФ в течение следующего года не получится.

Исходя из практики применения мер, направленных на запрет или ограничение ввоза товаров из определенных стран, ожидается ужесточение таможенного контроля в отношении всех включенных в Перечень продовольственных товаров, независимо от их страны происхождения. Для подтверждения того факта, что товар не подпадает под запрет на ввоз, могут значительно участиться случаи таможенного досмотра товаров, что приведет к задержкам в таможенном оформлении или к порче грузов.

   

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»