Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О планах государственной поддержки обновления внутреннего водного транспорта
04.03.2014

О планах государственной поддержки обновления внутреннего водного транспорта

Подробнее о перспективах и планах государственной поддержки обновления речного флота, в том числе судов типа «река-море», а также о лизинговых схемах и утилизационном гранте.

  

Планы и перспективы

Союз «Национальная палата судоходства» (СНПС) выступила с рядом предложений по правовым и субсидиарным механизмам обновления российского речного и смешанного флота из-за его устаревания, повышенной стоимости строительства, сезонности эксплуатации, длительного срока окупаемости и сложности привлечения финансирования:

  1. Пролонгировать прекратившее свое действие с 01.01.2013 года постановление правительства №383 о компенсации судовладельцам из государственного бюджета части расходов на уплату процентов по кредитам и лизинговым сделкам, привлекаемым для осуществления судостроительных проектов.
  2. Предоставить судостроительным компаниям доступ к долгосрочному финансированию строительству без залога.
  3. Ввести в действие программу по предоставлению судового утилизационного гранта с 2014 года.

Принимая во внимание состояние и возраст речных и «река-море» судов,  СНПС считает необходимым перенести сроки реализации программы с 2014 года. Эта инициатива уже поддержана Минтрансом и Минпромторгом.

Заместитель министра транспорта России Виктор Олерский:  «Без программы судового утилизационного гранта новый пассажирский флот точно не построить».

Управляющий директор ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) Альберт Выговский: «Старое судно, требующее значительного ремонта, остается работать на российских реках или в наших морских бассейнах, ставя под угрозу безопасность судоходства в целом. Еще один аргумент не в пользу перепродажи старого флота - появляется «репутационный» риск для самой компании-продавца,  так как проданное судно еще несколько лет  ассоциируется  с бывшим судовладельцем. Уверен, что с вступлением в силу программы утилизации старых судов на выгодных для судовладельца условиях такая совокупность рисков будет исключена. Потому что вывести старое судно из эксплуатации, пустив его на металлолом, будет сопоставимо по цене с доходами от его продажи на вторичном рынке».

  

Утилизационный грант

Судовой утилизационный грант – это единовременная выплата судоходной компании при утилизации старого флота. Грант можно будет использовать исключительно для постройки нового судна на российских верфях. Такой грант может быть предоставлен судоходной компании при утилизации судов, возраст которых составляет более 30 лет и которые находятся в собственности этой компании не менее 3 лет. Средства гранта планируется выдавать только после постройки и получения судоходной компанией нового судна.

В расчете судового утилизационного гранта планируется учитывать дедвейт, валовую вместимость, пассажировместимость и мощность судна. По предварительным оценкам, размер гранта должен составлять не менее 10% от стоимости нового судна. Эта сумма будет соответствовать возможной цене его продажи на вторичном рынке и стимулировать судовладельца к утилизации судна.

Общий размер отчислений в бюджет и внебюджетные фонды от строительства нового судна, в том числе от поставщиков и подрядчиков превышает предоставляемые государством средства в виде судового утилизационного гранта, то есть это не государственные дотации или субсидии, а инвестиции, которые окупаются в будущем.

   

Лизинговые схемы

По предложению НСПС, финансирование лизинговой деятельности из государственного бюджета Российской Федерации должно осуществляться при следующих условиях:

- строительство на российских верфях;

- строительство по проектам российских проектных организаций;

- строительство на класс российского классификационного общества, учитывающего сложные природно-климатические условия и экологическую уязвимость российского континентального шельфа;

- эксплуатация судов под флагом Российской Федерации с регистрацией в Российском международном реестре судов, как минимум, на срок возмещения обязательств по выделенной помощи государства.

В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию в качестве единственной меры государственной поддержки развития лизинга морских и речных судов предполагается осуществлять субсидирование процентных ставок по кредитам (в том числе экспортным) на покупку российской судостроительной продукции. При этом отмечается, что доля участия заемных средств в сделке не может превышать 85% в связи с ограничениями ВТО – Организации экономического сотрудничества и развития.

В госпрограмме развития судостроения до 2030 г. прописан и механизм реализации лизинговой схемы. Основными участниками являются потенциальный покупатель российской судостроительной продукции, коммерческий банк и Внешэкономбанк – оператор программы по возмещению процентных ставок. После заключения соглашения между заказчиком и коммерческим банком, по запросу ВЭБ Минфин выдает средства на реализацию определенного проекта. После этого покупатель получает кредит по ставке, уменьшенной на размер двух третей от текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Во всех случаях реализация механизма компенсации банковских процентов возможна лишь при условии страхования риска невозврата кредита со стороны покупателя национальным банком или страховым агентством. Для иностранного покупателя страховщиком выступает национальное экспортное агентство.

   

Действующее нормативное регулирование

Наименование документа

Содержание

Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2514-р, утверждающее программу Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».

Формирование утилизационных фондов применительно к отдельным группам судов (рыбопромысловые, пассажирские внутреннего плавания)

Финансирование лизинговой деятельности из государственного бюджета Российской Федерации при определенных условиях

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

налог на добавленную стоимость при приобретении материалов и ресурсов, комплектующих изделий и оборудования, часть налога на прибыль, перечисляемую в бюджет субъектов Российской Федерации, налог на имущество и земельный налог на срок до 10 лет с момента организации особой экономической зоны, таможенные платежи

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства"

налоговые льготы для судовладельцев (судоходных компаний), регистрирующих свои суда в Российском международном реестре судов: налоги на добавленную стоимость при приобретении судна, прибыль, имущество, транспортный налог, страховые взносы в ПФ, ФСС и ФФОМС РФ с заработной платы

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623

Эксплуатация транспортных нефтеналивных судов, не имеющих двойного дна и двойных бортов, после 31 декабря 2014 г. запрещается. Требования к экологической безопасности приведут к необходимости вывода из эксплуатации порядка 250 однокорпусных наливных речных судов

Таким образом, СНПС выставлено множество ценных предложений по способам финансирования обновления речного и смешанного флота в РФ, в том числе, через механизм утилизационного гранта, который будет предоставляться при сдаче в утиль стареющего флота и постройке нового флота, в размере, примерно, 10% от стоимости строительства, а так же внедрении новых лизинговых схем. Посмотрим, как эти положения будут введены в действие. 

Кирилл Маслов

Управляющий партнер АБ СПб «Инмарин»