О проекте изменений в антиофшорную конвенция ОЭСР.
Первое издание Модельной Конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал было выпущено в 1992 году. Сегодня Конвенция существует в восьмой редакции от 22 июля 2010 года. Целью Конвенции является применение странами единообразного подхода к лицам, осуществляющим коммерческую и финансовую деятельность в разных юрисдикциях, во избежание двойного налогообложения.
Конвенция представляет собой проформу для заключения двусторонних договоров государствами-членами ОЭСР, а также содержит постатейные комментарии, которые должны учитываться налоговыми органами соответствующих стран при применении и толковании положений заключенных двусторонних договоров в сфере налогообложения. То есть, сама Модельная Конвенция не является многосторонним документом, а лишь устанавливает критерии соответствия для двусторонних договоров между странами, участниками ОЭСР.
На сегодняшний день в ОЭСР состоит 34 страны – участницы: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чили, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ислания, Ирландия, Израиль, Италья, Япония, Корея, Люксембург, Максика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США. Россия не вступила в союз, однако, политика содружества не запрещает использовать Модельную конвенцию в качестве ориентира при разработке и заключении двусторонних соглашений.
15 ноября 2013 года Комиссия ОЭСР по налоговым вопросам (CFA) призвала к публичному обсуждению проекта предложенных изменений к положениям, касающимся эксплуатации морских и воздушных судов в международных сообщениях в рамках общего изменения налоговой конвенции для вывода центров прибыли из оффшорных юрисдикций. По указанию Комитета заинтересованные стороны могли представить до 15 января 2014 года свои комментарии по вопросу изменения Модельной Конвенции в отношении международного судоходства и авиасообщений. Рассмотрение комментариев специальной рабочей группой намечено на февраль и сентябрь 2014 года. Комментарии публикуются на сайте ОЭСР.
На март 2014 года со своими предложениями выступили консалтинговая компания Rödl & Bartling GmbH, Международная ассоциация круизных линий (CLIA) и Королевская ассоциация судовладельцев Нидерландов (KVNR) и Международная палата судоходства (ICS).
Изменения затрагивают вопросы применения положений Модельной налоговой конвенции ОЭСР к международной транспортной сфере, а именно:
- статья 8 (прибыль, полученная от эксплуатации морских и воздушных судов в международном сообщении и от судов, использующихся во внутреннем водном сообщении);
- параграф 3 статьи 15 (налогообложение членов экипажей)
- параграф 3 (е) статьи 3 (определение понятия «международное сообщение»).
Согласно пересмотренной Модельной конвенции, предлагается, во-первых, изменить статью 8, передав право налогообложения от «места нахождения предприятия и фактического управления» к «предприятию Договаривающейся стороны». Во-вторых, предоставить исключительное право налогообложения членов экипажа государству их национальной принадлежности, а не тому государство, где лицо работает по найму предприятия, ведущего на его территории постоянную деятельность (статья 15.3). И, в-третьих, добавить в параграф 3(е) статьи 3, касающийся определения понятия «международное сообщение» фразу: «и предприятие, которое осуществляет эксплуатацию морского или воздушного судна и не является предприятием этого государства». Таким образом, определение понятия «международное сообщение» определяется не особенностями выполняемого рейса, а зависит от происхождения и следования каждого пассажира и груза.
Как отметила в своих комментариях Международная палата судоходства (ICS), предложенные рабочей группой ОЭСР изменения Конвенции должны подвергнуться более тщательному изучению министерствами стран по вопросам судоходства, транспорта и торговли, поскольку они не имеют под собой надлежащего обоснования и тем самым могут явиться изменениями по существу, а не по приданию большей ясности толкованию положений, как было заявлено авторами изменений.
Изменение статьи 8 должно быть пояснено, так как, по мнению ICS, новый термин «предприятие Договаривающего государства» не сводится только к государственным компаниям, и последствия его введения не определены. Как отметила компания Rödl & Bartling GmbH, изменение статьи 8 может создать серьезные проблемы для компаний, организованных в форме партнерств. Имея свои филиалы в разных государствах, такая компания рискует быть налогоплательщиком одновременно в нескольких странах, несмотря на то, что компания управляет своими филиалами и зарегистрирована в одном государстве. Взамен Rödl & Bartling GmbH предлагает облагать налогом «прибыль предприятия, деятельность которого в Договаривающемся государстве осуществляет лицо, не обязательно являющееся резидентом этого государства», главное, чтобы это лицо было либо учреждено или зарегистрировано в этом государстве, либо осуществляло постоянную деятельность в нем.
Международная ассоциация круизных линий (CLIA) предлагает сохранить статью 15 в прежней редакции, поскольку налогообложение членов экипажей государством их национальной принадлежности вступает в противоречие со статьей 92(1) Конвенции по морскому праву ООН 1982 года, имеющей верховенство: «Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море». Таким образом, исключение права государства постоянного места ведения деятельности предприятием на взимание налогов с членов экипажа не удовлетворяет требованию исключительных случаев согласно тексту указанной статьи.
Конвенция ООН требует от государств предоставления своей национальности судам, что включает в себя регулирование деятельности на борту судна, налогообложение судна и членов экипажа. Следовательно, если между государством флага и государством национальной принадлежности члена экипажа не было заключено договора относительно разграничения юрисдикций государств по налогообложению, то возникает угроза двойной уплаты налога. Кроме того, налогообложение членов экипажа в открытом море государством иным, чем государство флага, нарушает право на свободное судоходство и суверенное право на судно в соответствии с Конвенцией ООН. Компания Rödl & Bartling GmbH отметила, что к членам экипажа, задействованным во внутренних перевозках государства их национальной принадлежности, применяются льготные условия по налогообложению, поэтому перевод права взимать налоги на доход с членов экипажа, работающих по найму в другом государстве, на государство их национальной принадлежности может привести к резкому сокращению получаемой на руки заработной платы и невозможности заниматься своей профессией. Кроме того, CLIA предлагает исключить распространение статьи 15.2 (правило о 183 днях нахождения на территории иного государства, чем государство национальной принадлежности лица, для уплаты налогов) на статью 15.3, поскольку в течении налогового года судно с членами экипажа может быть задействовано как в международных, так и внутренних рейсах.
Что касается изменений параграфа 3 (е) статьи 3, то, по мнению CLIA, наиболее приемлемым критерием определения международного сообщения является особенность выполняемого рейса, поскольку член экипажа может не иметь информации о пассажирах или грузе, с помощью которой возможно отнести часть рейса к международному сообщению.
Таким образом, предложенные рабочей группой изменения в Модельную Конвенцию ОЭСР встретили резкую критику со стороны нескольких крупных игроков морского бизнеса. Несмотря на благую цель борьбы с офшорами путем национального налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых гражданами страны, специфика международной морской отрасли диктует иные правила по данному вопросу. С учетом предусмотренного срока для представления комментариев всех заинтересованных лиц и последующего их рассмотрения рабочей группой, названные изменения не будут включены в обновленную версию Модельной Конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал от 2014 года. Вопрос об их включении впоследствии остается пока открытым.
Кирилл Маслов
Управляющий партнер АБ СПб «Инмарин»