Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » По горячим следам
11.03.2014

По горячим следам

Достаточно часто в морском бизнесе возникают ситуации, когда судовладелец, заказавший бункерное топливо или иные виды снабжения, отказывается оплачивать счета и продает судно. Морское судно, как любой вид недвижимости, может быть обременен требованиями третьих лиц, возникших по долгам судовладельца или фрахтователя, в эксплуатации которого находится судно. Однако чартеры имеют свойства заканчиваться, а суда – продаваться в собственность новым, добросовестным покупателям. Что происходит с обременениями судна после его купли-продажи, и есть ли у кредиторов способы защитить свои интересы, если обремененное судно давно продано третьим лицам?

 

Правовая проблема

Компания-бункеровщик поставила топливо на судно. Судно приняло поставку, о чем имеется акт приема-передачи, доставочная ведомость, а также договор поставки. Стороной сделки, очевидно, является судовладелец.

Поставка судовладельцем не оплачена, или оплачена не в полном объеме. Спустя три месяца кредитор узнает, что судовладелец продал судно третьему лицу, не смотря на то, что оно являлось его единственным ликвидным имуществом. Компания-должник так же имеет все признаки «однодневки» - юридического лица, созданного без намерения вести добросовестную и долгосрочную коммерческую деятельность.

 

Арест судна, принадлежащего третьему лицу

Не смотря на то, что для большинства участников морского бизнеса, оказавшихся в вышеописанной ситуации, дело кажется безнадежным, у кредиторов имеются правовые средства для обращения взыскания на судно, реализованное третьему лицу. Такие средства предоставлены, в первую очередь, международными нормативными правовыми актами.

В отношении ареста судов действуют две конвенции: Международная конвенция об аресте судов 1999 года и Международная Конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов» 1952 года. Конвенция 1999 года в России не применяется. Ее ратифицировали лишь 10 стран: Албания, Алжир, Бенин, Болгария, Эквадор, Эстония, Латвия, Либерия, Испания, Сирийская Арабская Республика. Между тем, именно Конвенция 1999 года напрямую предусматривает право ареста судна, которое не принадлежит лицу, являющемуся ответственным по требованию. Оно допускается в случае, если в соответствии с законом государства, в котором запрашивается арест, судебное решение, вынесенное по такому требованию, может быть исполнено в отношении такого судна посредством продажи его по решению суда или принудительной продажи (часть 3 статьи 3 Конвенции).

В России, так же, как и в других 152 странах мира, действует Конвенция 1952 года, которая предусматривает право ареста судна, принадлежащего третьему лицу, лишь косвенно. Частью 4 статьи 3 Конвенции предусмотрено, что положения о праве ареста применяются так же «к любому случаю,  когда лицо,   иное,  чем  зарегистрированный  собственник  судна,   несет ответственность по морскому требованию в отношении такого судна». Данное положение так же усиливается частью 1 указанной статьи, которая предусматривает, что на основании Конвенции арестовывается «конкретное судно», без его «привязки» к конкретному судовладельцу. Таким образом, Конвенция применяет принцип in rem, когда ответчиком по требованию является имущество, а не его владелец.

Данный подход подтверждается, в том числе, и судебной практикой, например, Решением Вильнюсского суда Республики Литва №2-1900/2013 по делу 2-55-3-01359-2013-9, по которому судно было арестовано по задолженности фрахтователя после официального окончания чартера.

Таким образом, кредитор может арестовать судно даже после его продажи должником третьему лицу.

 

 Защита интересов кредитора в суде

Арест судна – всего лишь обеспечительная мера для защиты интересов кредитора. Один лишь арест редко приводит к погашению задолженности перед кредитором, в том числе, новым собственником, если только судно не представляет для него повышенную ценность и, или не находится в коммерческом рейсе, и его освобождение не требуется новому собственнику незамедлительно.

В ином случае, за арестом следует подача искового заявления для признания правомерности требований кредитора в компетентном суде. Такой иск правомерно может быть подан против, солидарно, предыдущего и нового собственника судна. В соответствии со статьей 45 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), процессуальное соучастие нескольких ответчиков в деле допускается, если  предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких ответчиков, а так же права и (или) обязанности нескольких ответчиков имеют одно основание. В данном случае основанием является морское требование, перешедшее от одного владельца имущества к другому.

В случае разрешения дела арбитражным судом в пользу кредитора, взыскание задолженности будет производиться, солидарно, с нового и предыдущего владельцев судна, в соответствии с общими положениями законодательства об исполнительном производстве.

В случае если судом будет принято решение о необоснованности предъявления требований, солидарно, в новому судовладельцу, и в судебном порядке будет признана задолженность лишь за основным должником, у кредитора имеются дополнительные правовые средства по обращению взыскания на проданное судно: сделка по купле - продажи судна может быть признана оспоримой и, как следствие, недействительной по решению суда. Статьей 166 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предусмотрено, что «оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной». Указанная позиция подтверждается так же обширной судебной практикой по отмене сделок купли-продажи морских судов бывших судовладельцев-должников, в том числе, Постановлением ФАС Поволжского округа от 4 июня 2013 года по делу N А65-27807/2012 и Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2013 года по делу N А56-53843/2012.

В результате признания сделки недействительной, право собственности на ранее проданное судно возвращается к предыдущему владельцу – должнику, после чего на него может быть обращено взыскание по ранее вынесенному решению арбитражного суда.

 

Реализация судна в рамках исполнительного производства

В соответствии с частью 3 и 4 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве в РФ», взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте, и только при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.

Статьей 87 ФЗ «Об исполнительном производстве в РФ» предусмотрено, что реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации. Реализация недвижимого имущества должника, коим является морское судно, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Порядок реализации судна на торгах полностью предусматривается в главе 9 ФЗ «Об исполнительном производстве в РФ».

 

Исполнение судебных решений

Многие споры, возникающие в индустрии морского бизнеса, являются трансграничными: должник и кредитор зарегистрированы в разных юрисдикциях, а предмет спора, - судно, - постоянно меняет свое место положения. Таким образом, взыскатель неизбежно столкнется с необходимостью признания и исполнения решения российского суда за границей.

Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно только при наличии между Россией и государством исполнения международного договора, предусматривающего возможность взаимного исполнения судебных решений, или после выдачи разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения. Истцу необходимо обратиться к судье, вынесшему судебное решение, с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения российского суда. Ходатайство адресуется компетентному суду иностранного государства.

Кирилл Маслов

Управляющий партнер АБ СПб «Инмарин»