Экспортная декларация страны отправления и прайс-лист не являются документами, требование о представлении которых установлено законодательством РФ и законодательством таможенного союза. Не представление таких документов, а также банковских платежных документов в случае, если они не предусмотрены контрактом между сторонами, не является достаточным основанием для корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров.
Введение в дело
Общество с ограниченной ответственностью «ГолденЛес» (далее – ООО «ГолденЛес», общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможни о признании незаконным решения Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, как несоответствующие ТКТС; об обязании Астраханскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ГолденЛес» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 177.926, 31 рублей, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу; об обязании Астраханскую таможню устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью «ГолденЛес», путем применения первого метода определения таможенной стоимости товара. Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 декабря 2013 года по делу № А06-6224/2013 требования ООО «ГолденЛес» удовлетворены.
Факты по делу
10 октября 2012 года между обществом с ограниченной ответственностью «ГолденЛес» и фирмой «ESTEGHBAL TEJARAT CASPIAN СО» (Исламская республика Иран) заключен контракт № 03, спецификация №1 от 05.03.2013 и дополнительное соглашение № 4 от 25.04.2013, на поставку товара «финики сушеные в картонных коробах по 10 кг нетто, маркировка «Боостан финик» на согласованных условиях. Поставка осуществлялась на условиях CFR-Астрахань. При помещении ввозимого товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ООО «ГолденЛес» в Декларации на товары № 10311020/270513/0002406 определило таможенную стоимость товара №1 - «финики сушеные», код ТНВЭД ТС 0804100009- по стоимости сделки с ввозимым товарами (статья 4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, ратифицированного РФ Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 258-ФЗ (далее - Соглашение).
Для подтверждения заявленной стоимости обществом в таможенный орган представлен следующий пакет документов, необходимых для начала проверки ДТ: договор купли продажи № 03 от 10.10.2012; инвойс № 91/12-110 от 05.03.2013, спецификация № 1 от 05.03.2013, дополнительное соглашение № 4 от 25.04.2013,коносамент, паспорт сделки, комплект учредительных документов, декларация соответствия и иные документы, которые имелись у заявителя исходя из условий сделки, в соответствии со ст. 183 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376, указанные в описи к ДТ № 10311020/270513/0002406.
Таможенный орган, полагая, что имеются признаки, указывающие на то, что заявленный при декларировании по ДТ № 10311020/270513/0002406 сведения могут являться недостоверными, принял решение о проведении дополнительной проверки от 28.05.2013 и запросил декларанта представить следующий дополнительные документы: сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления — экспортная таможенная декларация страны отправления, прайс-лист производителя ввезенных товаров, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, договор реализации на территории таможенного союза, платежные документы по оплате предшествующих поставок идентичных товаров, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя. Декларант представить данные документы не смог в силу их отсутствия по условиям заключенного контракта.
Доводы суда
Суд, оценив полученные в ходе проверочного мероприятия документы и сведения, обоснованно признал, что таможенный орган не доказал недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, для применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном декларировании в обоснование таможенной стоимости товаров (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Экспортная декларация страны отправления и прайс-лист не является документами, требование о представлении которых установлено законодательством РФ и законодательством таможенного союза. Общество не предоставило в таможенный орган экспортную декларацию, так как не обладает информацией о наличии такой, поскольку данный вопрос относится к правовому регулированию страны-экспортера, то есть находится вне рамок воздействия со стороны заявителя. Условиями контракта от 10.10.2012 № 03 не предусмотрено предоставление поставщиком каких либо дополнительных документов, а именно экспортной декларации, прайс-листа все сведения о стоимости продукции содержатся в вышеупомянутом контракте.
Единственного основания - непредставления либо неполного представления в Таможню дополнительных документов - недостаточно для корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами. При этом таможенный орган не обосновал необходимость представления дополнительных документов, указанных в решении о проведении дополнительной проверки (при отсутствии каких-либо замечаний к уже представленным обществом для таможенного декларирования документам).
Суд, оценив представленные обществом при декларировании документы и сведения, обоснованно признал, что Таможня не доказала недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в них, для применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товаров по ЭДТ (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена (часть 5
статьи 200 АПК РФ).
Поскольку таможенным органом не доказана правомерность корректировок таможенной стоимости товаров, оформленных по рассматриваемой ЭДТ, таможенные платежи, дополнительно уплаченные обществом в результате таких корректировок, являются излишне уплаченными. При этом суд указал, что уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект п документов, предусмотренных статьям 147 и 149 Закона о таможенном регулировании.
Полный текст судебного решения доступен здесь >>