О регулировании прямых смешанных перевозок.
Минэкономразвития России представило на своем сайте проект федерального закона, направленный на правовое регулирование прямых смешанных (комбинированных) перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. С текстом проекта можно ознакомиться здесь.
Комментирует Кирилл Маслов, управляющий партнер Адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»:
В настоящее время транспортные перевозки в России осуществляются и регламентируются различными нормативными актами: «О морских портах в Российской Федерации», «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодексом Торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта России». Такое разнообразие законов дает видимую разобщенность и приводит к усложнению процесса перевозок.
Принятие унифицирующего законопроекта вполне ожидаемо, так как он предусмотрен ч. 2 Гражданского кодекса и кроме того этого требует сама индустрия, так как в практике накопилось можно вопросов касающихся собственно процесса организации смешанной перевозки, согласования действий вовлеченных транспортных организаций.
В главу 40 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) «Перевозка» сразу же после статей, посвященных договору перевозки груза (ст. 785), договору перевозки пассажира (ст. 786), договору фрахтования (ст. 787), помещена статья под названием «Прямое смешанное сообщение». Все приведенные выше статьи начинаются с определения договора, но согласно ст. 788 взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Таким образом, проанализировав главу 40, можно прийти к выводу, что в ст. 788 речь идет о договоре прямой смешанной перевозки, хотя сама статья имеет заголовок «Прямое смешанное сообщение».
Из ст. 788 следует, что взаимоотношения транспортных организаций при смешанных перевозках, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных перевозках. Если необходимо перевезти груз, используя сразу несколько видов перевозки, то нужно заключать договор, для каждого вида перевозки. Что касается взаимоотношений транспортных организаций при осуществлении прямых смешанных перевозок, то согласно законопроекту, необходим будет единый договор на все виды задействованного транспорта.
Министерство транспорта приступило к разработке проекта Федерального закона «О смешанных (комбинированных) перевозках» в 2007 г. Работа над совершенствованием проекта продолжается, возможно, 2014 год станет решающим в его принятии. Известно, что регулирование отношений между заказчиками и перевозчиками на сегодняшний день остается в российском праве очень поверхностным. Общие положения о договоре перевозки содержатся в главе 40 ГК РФ, в которой лишь 18 статей; дополнительное регулирование отдельных типов перевозок содержится в международных конвенциях и транспортных уставов. Общий документ, регулирующий все перевозки на уровне национального законодательства, отсутствует.
Предлагаемый законопроект состоит из 33 глав, регулирующих положения и принципы, общие для всех перевозчиков, а так же специальные нормы, определяющие порядок взаимодействия между перевозчиками грузов, пассажиров, багажа, и их клиентами. Основной целью проекта является внесение ясности в статус участников процесса смешанной перевозки, в том числе, через введение новых форм договоров, в том числе, ранее не предусмотренных ГК, а так же определение содержания договоров перевозки, заключаемых для транспортировки грузов и пассажиров.
Законопроект предусматривает иерархию, которая устанавливается в рамках транспортировочной отрасли: государство осуществляет контроль, сертификацию и лицензирование транспортных организаций, которые, являясь владельцами дорожной, портовой или иной инфраструктуры, самостоятельно или с привлечением перевозчиков, оказывают услуги по транспортировке грузов, пассажиров и их багажа. Транспортные организации, на основании разрешений от государственных органов, а так же в соответствии с правилами осуществления перевозок, издаваемыми этими органами, заключают между собой соглашения об организации прямого смешанного сообщения.
О едином транспортном документе
Согласно законопроекту станет возможно использовать единый транспортный документ на протяжении всего этапа перевозки. Он представляет собой транспортную накладную, билет, багажную квитанцию для всего периода следования по маршруту. Данные положения уже содержаться в «Уставе железнодорожного транспорта РФ», в главе V, посвященной смешанной перевозке грузов. Но Минтранс заявляет о внесении изменений в данный законодательный акт и комбинировании всех вопросов в одном нормативном акте, что, несомненно, является тенденцией к ликвидации разобщения в применимом праве данной отрасли.
О новых формах договоров
Проект достаточно четко устанавливает круг субъектов, на которых он распространяется, объединяя всех участников транспортной инфраструктуры в единую сеть взаимодействия.
В проекте предусматриваются не развитые в ГК РФ формы договоров, регулирующие перевозки в прямом смешанном сообщении. Это соглашение об организации прямого смешанного сообщения (далее – «Соглашение»), договор прямой смешанной перевозки груза, договор об организации перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
Примечательно, что Соглашение задумано, как договор присоединения и это означает, что какие-то транспортные организации будут первыми и будут принимать участие в согласовании условий, а какие-то будут уже присоединятся к действующему соглашению, соглашаясь с его условиями и тарифами. Предусматривается так же, ведение уполномоченным органом исполнительной власти в области транспорта, перечня пунктом прямого смешанного сообщения. Обязанность по осуществлению расчетов с транспортными организациями, вовлеченными в перевозки возлагается на перевозчика, получившего оплату от грузоотправителя или грузополучателя.
В части договора прямой смешанной перевозки груза авторы детально описывают условия которые должны содержатся в договоре, в том числе порядок и сроки подачи, согласования заявки, приема и выдачи грузов, координация действий в случае наличия признаков ущерба грузу.Предусмотрены так же отдельные оговорки при перевалке грузов в морских портах, объявления сроков начала и окончания приема грузов.
Наряду с указанными тремя видами договоров, законопроект предусматривает использование таких документов, как единый транспортный документ, дорожная ведомость, передаточная ведомость.
Об ответственности перевозчиков
Авторы документа так же достаточно интересно предусмотрели широкий перечень обстоятельств непреодолимой силы, которые освобождает транспортные организации от ответственности. Помимо традиционных стихийных и военных действий к таким обстоятельствам относятся так же ограничения перевозки по маршруту, действия или бездействия грузоотправителей, устранение обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, иные не зависящие от перевозчиков обстоятельства.
Так же, установлены законопроектом конкретные размеры санкций за просрочку в доставке грузов со стороны перевозчиков и искажение информации о перевозимых грузах, грузоотправителями и получателями. В проекте предлагается установить порядок взаимодействия транспортных организаций в случае задержки груза, который направленный на обеспечения исполнения перевозки по всему маршруту.
Проектом устанавливается сокращенный, годичный срок исковой давности для предъявления любых требований, которые возникли в связи с перевозкой в прямом смешанном сообщении. При этом ответственность за ущерб при перевозке груза полностью ложится на транспортную организацию, выдающую груз в пункте назначения с правом последующего перераспределения (после компенсации ущерба) между другими участниками перевозки.
В заключение
Нельзя не отметить, что в законопроекте содержится множество ссылок на правила перевозок в прямом смешанном сообщении, проект которых пока не разработаны, а так же содержатся не утончённые нормы о лицензировании отдельных видов деятельности в области прямых смешанных перевозок.
Представляется, что устанавливаемое законопроектом единое регулирование перевозок в прямом смешанном сообщении, безусловно, будет способствовать согласованности действий транспортных организаций, особенно в ситуациях передачи груза от одного перевозка к другому и урегулирования убытков, однако повысится и роль государственного участия в регулировании этого вида деятельности, в том числе при опосредованном участии в Соглашениях и определении условий договором перевозки в прямом смешанном сообщении.