Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » ЭДО на транспорте
12.04.2024

ЭДО на транспорте

Внедрение и использование электронно-цифровых систем документооборота и передачи информации в сфере транспорта продолжают свое последовательное развитие, в масштабах отрасли охватывая многие операционные процессы, связанные с перевозкой грузов и движением транспорта.

Ранее АБ СПб «Инмарин» уже освещал эту тематику, предметом рассмотрения были общие вопросы, связанные с тенденциями развития правового регулирования электронного документооборота на транспорте, а также - имеющие узкоотраслевую специфику в рамках водного транспорта, и касались применения электронных коносаментов. В силу того, что рассматриваемая тема предполагает значительный потенциал и перспективы на ее дальнейшее развитие, продолжаем разбирать отдельные ее аспекты.

28 марта 2024 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов  (https://regulation.gov.ru) был опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по переходу на электронный документооборот при осуществлении грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным видами транспорта», разработчиком которого является Минтранс России (ID проекта: 01/01/03-24/00146737; далее - Проект).

Вышеуказанный Проект предусматривает проведение эксперимента, направленного на внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, осуществляемых автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным видами транспорта с использованием информационной системы, апробацию технологии выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов посредством механизма единого окна.

 Основной задачей эксперимента является апробация первоочередных прототипов подсистем и сервисов НЦТЛП первой очереди, включая:

  • сервис «Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов»;

  • сервис «Цифровой профиль участника платформы»;

  • сервис «Предоставление информации ‎о движении грузов (прослеживаемость)»;

  • сервис «Предоставление данных о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры».

Непосредственными целями эксперимента являются:

а) внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, осуществляемых автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным видами транспорта с использованием информационной системы;

б) определение и согласование с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в проведении эксперимента, а также иными участниками эксперимента, указанными в пункте 3 проекта постановления, состава сведений о грузоперевозке, необходимых для включения в электронный документооборот;

в) апробация технологии выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов посредством механизма единого окна;

г) тестирование технологии сбора, верификации информации о грузоперевозчиках и формирование их рейтинга, базирующегося на данных о временных и качественных характеристиках выполненной грузоперевозки;

д) разработка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее грузоперевозки в части перехода
 ‎на электронный документооборот.

е) отработка информационного взаимодействия информационной системы
 ‎с информационными системами открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при осуществлении грузоперевозок железнодорожным транспортом;

ж) отработка информационного взаимодействия информационной системы
 ‎с государственной информационной системой электронных перевозочных документов.

Проектом Постановления определен субъектный состав, участвующий в реализации эксперимента (пункт Проекта). В первую очередь следует указать Минтранс России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на обеспечение его проведения эксперимента. В частности, Минтранс России (либо, подведомственная ему организация) определен оператором прототипа информационной системы «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа».

Кроме того, определены иные участники эксперимента, в частности:

  • федеральные органы исполнительной власти: Минтранс России, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока ‎и Арктики, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарному
     ‎и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

  • Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;

  • Акционерное общество «Российский экспортный центр»;

  • грузоотправители;

  • грузоперевозчики;

  • операторы электронного документооборота.

При осуществлении вышеупомянутыми федеральными органами исполнительной власти полномочий в установленных сферах ведения, предписывается обеспечить информационное взаимодействие своих информационных систем с информационной системой, ‎с использованием ранее размещенной в них информации, а также учет сведений, переданных участниками эксперимента в информационную систему в рамках эксперимента. 

Бречалов Константин Леонидович 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»