Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Об утверждении новых Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов
17.11.2017

Об утверждении новых Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов

Приказом Минтранса России от 19.05.2017 года №191 утверждена новая версия Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов (далее – Правила), которая вступает в силу с 30.12.2017 года.

Новая версия Правил существенно расширяет регулирование порядка регистрации как вновь построенных, так и бывших в эксплуатации судов, приобретенных на праве собственности или в аренду, а так же прав и обременений на них (п. 4 Правил). Правила все еще предусматривают порядок регистрации судов в Государственном судовом реестре (далее – ГСР), бербоут-чартерном реестре (далее – ББЧР) и Российском международном реестре судов (далее – РМРС). Между тем, из Правил удалено какое-либо указание на право регистрации судна в реестре строящихся судов (далее – РСС), которое все еще предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ). В соответствии с п. 7 Правил, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, так же допускаются для регистрации в указанных реестрах судов. Между тем, Правила более не содержат критерия  - «пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, суда рыбопромыслового флота, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн»Таким образом, единственные ограничения по типам и характеристикам судов, допустимых для регистрации, содержатся в п. 5 Правил, который дублирует содержание ч. 1.1 ст. 33 КТМ РФ. Дополнительно, п. 5 устанавливает правило, по которому ограничения (обременения) прав иностранного судна, зафрахтованного по договору бербоут-чартера, регистрации не подлежат.

Пункт 6 Правил устанавливает, что информация о судах, зарегистрированных в российских судовых реестрах, публикуется в информационной системе по регистрации судов и прав на них, в которой осуществляется централизованный учет судов (далее - Информационная система). Сроки создания такой системы не установлены, однако открытый доступ к сведениям о судне через Интернет может существенно облегчить и ускорить проверку безопасности при совершении отраслевых сделок.  

Пункт 7 Правил устанавливает право собственника судна или его фрахтователя выбрать морской порт регистрации судна. В новой редакции правил более не содержится указания на то, что регистрация судов рыбопромыслового флота и прав на них осуществляется в одном из морских портов РФ, расположенном в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирован собственник судна или фрахтователь. Таким образом, данное дополнительное ограничение по судам рыбопромыслового флота более не предусмотрено.

Судовладелец, нарушивший правила государственной регистрации, в соответствии с п. 16 Правил,  может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Государственный надзор за соблюдением Правил осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора, Ространснадзором (п. 19 Правил).

Новеллой Правил является ранее не предусмотренная обязанность судовладельца осуществить «первоначальную государственную регистрацию» вновь построенных судов, а также судов, приобретенных за пределами РФ или зафрахтованных у иностранного собственника и иного управомоченного лица по бербоут-чартеру (раздел II Правил). Для проведения первоначальной регистрации судно более не может быть зарегистрировано без предварительной инспекции и осмотра. До вступления в силу Правил, регистрация проходила вне зависимости от места нахождения и состояния судна, исключительно по представленным документам. В соответствии с п. 21 Правил, Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов после проведения процедуры идентификации судна при наличии вывода о соответствии судна заявленным сведениям о нем. Идентификация судна, которая должна быть проведена до обращения за регистрацией, производится ФАУ «Российской морской регистр судоходства» (далее – РС), уполномоченным на классификацию и освидетельствование судов, по заявлению судовладельца или фрахтователя. Данное требование является принципиально новым в Правилах регистрации и может существенно увеличить расходы участников индустрии на регистрацию судовКлассификационное общество в срок не более 10 рабочих дней с даты получения заявления судовладельца проводит осмотр судна, анализ документов и выдает заключение о результатах идентификации и осмотра судна (п. 22 Правил). Таким образом, общие сроки на подготовку в регистрации судна и прав на него существенно увеличиваются, и осмотр судна рекомендуется осуществлять на ранней стадии исполнения сделки купли-продажи / фрахтования. Основания для внедрения указанного требования в п. 21-22 Правил не ясно. Для регистрации судов под флагом РФ они должны иметь действующие классификационные и судовые документы, предусмотренные 22-25 КТМ РФ. Указанные документы являются реальным подтверждением годности судна к плаванью, эксплуатации и регистрации. Между тем, из списков документов, необходимых для регистрации судна по новым Правилам (п. 27) исключены мерительное, пассажирское свидетельство. Однако, принимая во внимание, что капитан морского порта обязан проверять сведения, заявленные при регистрации, нет никаких гарантий, что предоставления данных документов не потребуют у судовладельцев в процессе регистрации, даже если они Правилами не предусмотрены, и предоставлено заключение инспектора РС.

Пункты 32-33 Правил устанавливают срок на проверку документов в размере 20 рабочих дней и срок на регистрацию в размере 3 рабочих дня. При этом в случае необходимости представить дополнительные документы, судовладельцу может быть предоставлен срок до 10 рабочих дней (п. 35 Правил). Таким образом, сроки на первичную регистрацию судна существенно увеличиваются, и могут занимать более 1 месяца. Статус принадлежности судна в указанный период остается неопределенным, отсутствие регистрации затрудняет возможность начать работу с судном после его приобретения. Ранее регистрация судов осуществлялась в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня подачи заявления. Раздел III Правил регулирует порядок приостановления судну права плавания под флагом РФ при передаче его в бербоут-чартер иностранному лицу. Срок на осуществление действий по приостановлению права составляет 13 рабочих дней, из которых 10 рабочих дней – срок на проверку документов и 3 рабочих дня – регистрация приостановления права (п. 43 Правил). Указанные сроки должны быть приняты во внимание сторонами по договору чартера, чтобы не допустить каких-либо нарушений сроков приема-передачи судна со стороны российского судовладельца.

Новые Правила дополнительно разделяют «первоначальную регистрацию» с представлением судну права плавания под флагом РФ, и регистрацию права собственности. В соответствии с п. 50 Правил, государственная регистрация права собственности вновь построенного судна или судна, приобретенного за пределами РФ, осуществляется после проведения процедуры первоначальной государственной регистрации. Положениями Правил при этом не определено, может ли такое заявление, для экономии времени, быть подано судовладельцем одновременно с заявлением о первоначальной регистрации, или лишь после ее проведения.

Пункт 63 Правил устанавливает, что государственной регистрации подлежит факт предоставления судна российскому фрахтователю по бербоут-чартеру, за исключением судов, предоставленных российскому фрахтователю иностранным собственником по бербоут-чартеру. Таким образом, суббербоут-чартер российского судна на территории РФ может быть зарегистрирован, что существенно повышает защиту интересов фрахтователя и судовладельца при заключении договоров аренды.

Пункт 72 Правил предусматривает право и обязанность судовладельца и оператора судна зарегистрировать договор доверительного управления. При этом в п. 75 предусмотрены дополнительные требования о предоставлении сторонами документов о соответствии требованиям, предусмотренным пр. 4 гл. 9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (далее - СОЛАС). Ранее правила регистрации не содержали детального регулирования порядка регистрации договором указанного типа.

Раздел V Правил устанавливает регулирование порядка исключения судна из судового реестра и прекращения его регистрации. Основания для исключения судна из реестра остаются прежними, они установлены в п. 80 Правил. Однако, п. 84 Правил предусматривает обязанность судовладельца представить документы, подтверждающие основания для исключения судна из реестра. Правила не предусматривают, какими документами должна подтверждаться гибель судна, в связи с чем можно сделать вывод, что в качестве доказательств принимаются любые надлежащие документы. Пункт 89 Правил дополнительно устанавливает, что в случае если органу государственной регистрации, зарегистрировавшему судно, стало известно о том, что судно утратило качества судна или перестало соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов орган государственной регистрации в срок не позднее 10 дней направляет судовладельцу требование о проведении классификационным обществом, выдавшим классификационное свидетельство на судно, освидетельствования судна и подготовки заключения об утрате судном качества судна или заключения о соответствии судна сведениям, ранее внесенным в реестр судовПравила не предусматривают санкции или последствия не представления судовладельцем указанного заключения. Между тем, если указанное требование органом регистрации выдвинуто, а судно не утратило свои качества, судовладельцу не предоставляется Правилами возможность подтвердить свою позицию иными документами, без несения расходов на услуги РС по освидетельствованию. Пункт 91 Правил устанавливает обязанность капитана морского порта регистрации судна уведомить судовладельца об окончании срока регистрации за 15 дней до дня такого окончания. 

В разделе VI Правил сохранен абстрактный и общий п. 93, в соответствии с которым орган государственной регистрации отказывает в государственной регистрации в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством РФ. Такие требования могут быть любыми, и происходить из любых нормативных правовых актов, даже тех, которые не имеют отношения к морскому праву, КТМ РФ. Между тем, в п. 98 новые Правила четко предусматривают право заявителя обратиться за регистрацией, предоставив не только подлинники документов, но и их надлежащим образом заверенные (нотариальные) копии. Данное право существенно облегчает процедуру подготовки и сбора документов, так как некоторые из них должны постоянно находиться на судне, и представить их в оригинале затруднительно.

Пункт 118 Правил предусматривает право лиц получать выписки из судовых реестров, в том числе в электронном виде. Срок на получение выписки – 3 рабочих дня (п. 119 Правил).

Разделом Х правил предусмотрен порядок изменения морского порта регистрации судна, который ранее был частью раздела «Отдельные виды операций при ведении реестров». В п. 127 сохранено условие о необходимости при изменении порта судовладельцу представить документ об оплате государственной пошлины за регистрацию судна в предыдущем морском порту регистрации. В заключении необходимо отметить, что новые Правила ожидались участниками индустрии уже несколько лет, однако принесли с собой фактически увеличенные сроки совершения регистрационных действий, при достаточно детальном регулировании всей совокупности действий, связанных с регистрации судов в морских портах, увеличении расходов судовладельцев и введении современных информационных средств в процесс регистрации судов.

 

 

Старший партнер Виктория Жданова

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017