Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » О появлении нового судового реестра в системе государственной регистрации судов и прав на них
30.08.2018

О появлении нового судового реестра в системе государственной регистрации судов и прав на них

В настоящее время, иностранные собственники не имеют возможности зарегистрировать принадлежащее им на праве собственности судно ни в одном из российских судовых реестров. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется российским физическим и юридическим лицам, которым судно принадлежит на праве собственности или зафрахтовано последними, по договору бербоут - чартера.    

В связи с подписанием Президентом Российской Федерации 3 августа 2018 года Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее по тексту - КТМ РФ) в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона “О международных компаниях” и Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”” (далее по тексту - Закон), с 31 января 2019 года у иностранных собственников появится право регистрации судна под Государственным флагом Российской Федерации в Российском открытом реестре судов (далее по тексту - РОРС). 

Важно подчеркнуть, что вводимый Законом судовой реестр будет вестись капитаном морского порта Калининград и капитаном морского порта Владивосток. Соответственно, регистрация судов в РОРС будет возможна исключительно в вышеназванных портах.     

Реализация права на регистрацию судна, принадлежащего на праве собственности иностранному физическому или юридическому лицу в РОРС, будет возможна при условии, что судно зафрахтовано по договору бербоут - чартера юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом “О международных компаниях”[1].

В соответствии с Законом, судовладельцы получат право зарегистрировать в РОРС суда, в том числе маломерные суда, используемые в коммерческих целях, при условии эксплуатации таких судов в целях осуществления видов деятельности, не предусмотренных статьей 4 КТМ (каботаж, ледокольная проводка, морские ресурсные исследования, etc.), лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”.

Специальным административным районом признается территория острова Русский (Приморский край) или острова Октябрьский (Калининградская область), на которой действует правовой режим специального административного района (п.1 ст. 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 291-ФЗ “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”). Под участником специального административного района понимается иностранное юридическое лицо, с которым в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 291-ФЗ “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края” управляющей компанией заключен договор об осуществлении деятельности, а также, сведения о котором внесены  в реестр участников специального административного района.

Если судно, зарегистрированное в РОРС, будет эксплуатировать в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных ст. 4 КТМ РФ, то это неизбежно будет влечь исключение судна из реестра капитаном морского порта ex - officio. Кроме того, государственной регистрации в РОРС будут подлежать маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.

Как и государственную регистрацию в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), регистрацию в РОРС необходимо будет ежегодно подтверждать. Однако размер государственной пошлины за государственную регистрацию и ежегодное подтверждение Налоговым кодексом Российской Федерации, в настоящее время, не установлен. Вероятно, размер государственной пошлины будет рассчитываться по аналогии с РМРС. 

Порядок регистрации судна в РОРС не будет существенно отличаться от регистрации в РМРС или бербоут - чартерном реестре. Также будет необходимо предоставить свидетельство, подтверждающее исключение судна из иностранного судового реестра, правоустанавливающие документы на судно, корпоративные документы сторон сделки, доказательства уплаты государственной пошлины. Кроме того, поскольку суда, вероятно, будут регистрироваться в РОРС впервые, судовладельцам необходимо будет проходить процедуру идентификации, проводимую Российским морским регистром судоходства.

Судовладельцы смогу зарегистрировать судно в РОРС на определенный срок с правом последующего продления или без установления срока регистрации судна. Если судно будет предоставлено по договору бербоут - чартера, то срок регистрации судна в РОРС не может превышать срок действия такого договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При возникновении коллизии вышеуказанных сроков, будет учитываться наименее продолжительный их них.   

Закон вводит новеллу, согласно которой, с 1 января 2019 года на судах, зарегистрированных в РОРС, иностранные граждане и лица без гражданства смогут занимать должности командного состава, за исключением должности капитана судна и старшего механика. Напомним, что, в настоящее время, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать исключительно граждане Российской Федерации.

 

Стажер адвоката

Дремова Стефания Сергеевна

 

Управляющий партнер

Маслов Кирилл Андреевич

 

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018



[1] Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона “О международных компаниях”, международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке.