Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Требования к правилам водной парковки в Петербурге
23.10.2023

Требования к правилам водной парковки в Петербурге

Вторая декада октября текущего года была отмечена новостью, заметной и значительной для многих участников рынка услуг по перевозке пассажиров на водном транспорте Санкт-Петербурга. 18 октября 2023 г. на заседании Законодательного собрания Санкт-Петербурга депутаты в первом чтении рассмотрели законопроект о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», который отрегулирует правила швартовки судов на реках и каналах города. Документ, разработанный в Смольном, предполагает введение штрафов за стоянку водных транспортных средств в непредусмотренных для этого местах.

В настоящее время вопросы административной ответственности за нарушение правил швартовки и использования причалов на внутренних водных путях Санкт-Петербурга регламентируется статьей 43 «Нарушения в сфере транспортного обслуживания водным транспортом Санкт-Петербурга» Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб), последняя редакция которой изменялась в 2015 году. За это время существенно изменились условия и практика судоходства, а также, ведения бизнеса водных пассажирских перевозок, что требует соответствующей корректировки указанной правовой нормы.

 Так, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона СПб, осуществление стоянки и(или) остановки самоходным транспортным судном и(или) иным судном с использованием остановочных (начальных, конечных и промежуточных) пунктов городского маршрута водного транспорта Санкт-Петербурга, а также осуществление перевозчиком регулярных перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга пассажиров и их багажа по маршруту водного транспорта Санкт-Петербурга с использованием остановочных (начальных, конечных и промежуточных) пунктов городского маршрута водного транспорта Санкт-Петербурга, если отсутствует договор, заключенный в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.04.2009 года № 175-38 «О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга», и если по данному маршруту водного транспорта Санкт-Петербурга был проведен конкурсный отбор, по результатам которого право осуществления перевозчиком регулярных перевозок водным транспортом Санкт-Петербурга пассажиров и их багажа предоставлено другому перевозчику, а также нарушение перевозчиком условий указанного договора влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть вторая статьи 43 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга предусматривает, что осуществление стоянки и(или) остановки самоходным транспортным судном и(или) иным судном в местах, запрещенных для стоянки и остановки самоходных транспортных судов и иных судов на водных путях Санкт-Петербурга, а также у причалов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, у которых остановки и стоянки самоходных транспортных судов запрещены, за исключением случаев, когда стоянка и(или) остановка осуществлены самоходным транспортным судном, осуществляющим мероприятия по охране окружающей среды, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Новая редакция статьи 43 Закона СПб увеличения размера штрафов не предполагает.

В связи с планируемым нововведением «Ведомости» обращают внимание на то, что штрафы за неоплату швартовки и остановку судна в запрещенных местах и ранее были предусмотрены статьей 43 вышеназванного Закона, но фактически не взимались из-за несовершенства механизма. Согласно пояснительной записке, в действующем законе штрафы затрагивают только перевозчиков, работающих на водных маршрутах без договора или в рамках конкурсного отбора, если были выявлены нарушения. Но в настоящее время конкурсные отборы не проводятся, а городские причалы могут использоваться не только на основании договоров. Поэтому фактически не все нарушители привлекаются к ответственности. В определенной степени это связано из-за несовершенства системы фиксации правонарушений и ограниченности ресурсов, которые включают работу служб транспортной безопасности и патрулирования.

Как отмечает «Коммерсантъ», со ссылкой на председателя постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры А.Цивилева, в Петербурге действуют 19 городских причалов, заключено 75 договоров на швартовки. Разовая швартовка стоит от 430 до 1880 рублей. Предусмотрены льготы при условии, что за сезон будет более тысячи случаев пользования услугой. Средства, которые платят за причаливание, поступают в бюджет города. Список всех причалов, которых коснется законопроект, можно найти на сайте prichal-spb.ru. Цены зависят от места остановки, времени суток и характеристик судна.

Следует также обратить внимание на то, что рассмотренные выше изменения в законодательстве Санкт-Петербурга не являются в какой-то степени носящими спонтанный характер, направленными на ситуативное реагирование в данной сфере.

На наш взгляд, это один из этапов упорядочения эксплуатации причального фонда, от которого во многом зависит функционирование внутреннего водного транспорта Санкт-Петербурга, обеспечение транспортной безопасности и развитие бизнеса пассажирских перевозок, особо востребованных в высокий туристический сезон. Один из таких этапов был пройден в череде судебных баталий, по результатам которых на основании судебных решений спуски набережных были приравнены к причалам, что обусловило необходимость в оформлении соответствующей технической и разрешительной документации. Ранее эти события также были предметом изучения со стороны эксперты АБ СПб «Инмарин».

 

Бречалов Константин Леонидович 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»