Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О соотношении обязательств транспортного экспедитора и перевозчика при организации перевозок грузов морским и смешанным транспортом
25.10.2018

О соотношении обязательств транспортного экспедитора и перевозчика при организации перевозок грузов морским и смешанным транспортом

Схемы осуществления перевозки грузов с применением морских или речных судов, а так же смешанные перевозки, когда груз перегружается с судна на другие транспортные средства, могут иметь сложные правовые конструкции.

Для организации перевозки привлекается агент или транспортный экспедитор, который часто становится для владельца груза единственным контактом и контрагентом в рамках доставки груза. Однако по факту, при возникновении спора или при утрате груза, организатор перевозки часто отрицает любую ответственность, перекладывая ее на фактического перевозчика, с которым заказчик ни разу даже не контактировал.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» рассмотрел условия возникновения у транспортного экспедитора персональной ответственности за груз.

Верховный суд подтвердил, что обязанности экспедитора могут варьироваться, в связи с чем существенное значение имеет содержание договора транспортной экспедиции, который заключается в письменной форме (ст. 802 ГК РФ).  

Между тем, возникновение обязанностей и ответственности экспедитора строго привязано к факту принятия груза для перевозки, либо лично, либо для передачи третьему лицу – перевозчику, но с выдачей собственного передаточного документа.

Исходя из п. 19 Постановления от 26.06.2018 N 26, решающим фактором для определения ответственных лиц в делах по утрате груза в процессе перевозки является установление того, что поручился за безопасную перевозку. Таким лицом может быть перевозчик, либо экспедитор. Исходя из изложенного, условие об обеспечении сохранности груза является существенным в любом договоре перевозки, либо транспортной экспедиции.

Таким образом, существенное значение для установления факта оказания услуг именно транспортным экспедитором является выдача экспедиторских документов или иных документов любой формы, подтверждающих прием груза от грузоотправителя.

В случае, если груз транспортному экспедитору не передавался, ответственность за его утрату им не принималась, то истец должен обращаться к перевозчику.

Установление лица, несущего юридическую ответственность за груз, является существенным, с учетом сокращенных сроков исковой давности по спорам, возникающих из перевозок и транспортной экспедиции. В случае, если иск подается к лицу, не принимавшему груз, срок для обращения к другим лицам, реально ответственным за ущерб, может закончиться.

При определении объема ответственности экспедитора по договору, Верховный суд рекомендует обращать внимание на следующие условия договора и обстоятельства дела: 

  • кто выбирает кандидатуру перевозчика?
  • выделены ли расходы на перевозку отдельно от гонорара экспедитора?
  • сформулированы ли обязанности экспедитора так же, как обычно формулируются обязанности перевозчика?
  • поручился ли экспедитор за сохранность груза?

Исходя из изложенного, при оценке договора между сторонами оценке подлежат все условия договора в комплексе, а так же документы, выданные в его исполнение. Оценка коносамента или транспортной накладной помогает определить, от чьего имени заключен договор перевозки, в результате которой утрачен груз. Иные транспортные документы содействуют в установлении факта приема-передачи груза экспедитору или экспедитором перевозчику.

В п. 27 Постановления, Верховный суд четко устанавливает, что в случае, если договор перевозки заключен экспедитором от собственного имени, ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза является экспедитор.

Альтернативно, экспедитор обязан по требованию клиента уступить ему права по договору перевозки с целью предъявления перевозчику требования о возмещении убытков. Между тем, такая уступка будет полезной для грузовладельца только в случае, если экспедитор неплатежеспособен. В ином случае, грузовладелец обязан удостовериться, что в результате уступки ему переданы все необходимые документы и пояснения по делу, чтобы обеспечить удовлетворение иска против перевозчика без участия экспедитора.

  

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

 Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018