Инструкция по купле-продаже флота
Очень часто продажа флота происходит таким образом, что судно переходит от продавца к покупателю, которые являются хорошими партнерами или взаимозависимыми компаниями. Для таких партнеров не актуальны многостраничные договоры купли-продажи, можно ограничиться короткой, но емкой версией документа, содержащей в себе все необходимое, но ничего лишнего. Однако, если покупка флота компанией происходит впервые, наоборот, покупателю важно чувствовать себя защищенными во всех отношениях, и таким компаниям необходимо использовать договор, полностью регулирующий все этапы купли-продажи судна до и после его передачи.
Существенные условия: это важно для всех!
В соответствии с положениями статьи 432 ГК РФ «договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора». Для договора купли-продажи судна существенными условиями является предмет договора и его цена: если они не согласованы, договор считается незаключенным и недействительным.
Допустим, предполагаемыми сторонами сделки ведутся переговоры о продаже конкретного судна «с историей». Судно часто меняло владельца, флаг и порт регистрации. Каким образом можно в договоре гарантировать покупателю, что он получит то самое судно и что именно продавец является его владельцем?
В основной список характеристик продаваемого судна всегда будут входить действующие: название судна, ИМО номер, класс, год и место постройки, флаг, порт приписки, позывные, тоннаж. Данная информация является уникальной для каждого судна и индивидуализирует собственно предмет договора. У сторон не должно возникать трудностей с ее предоставлением.
Дополнительным механизмом защиты покупателя является предусмотренная в договоре обязанность продавца предоставить на ознакомление и для последующей передачи покупателю актуальные на день заключения договора правоустанавливающие и технические документы на судно:
- Купчу, оформленную в соответствии с требованиями законодательства, действующего в стране, где покупатель намерен зарегистрировать судно
- Классификационное свидетельство на судно (выданное минимум за 72 часа до передачи судна);
- Свидетельство о праве собственности на судно;
- Свидетельство о регистрации судна в морском реестре;
- Планы, чертежи и иная документация, находящаяся на борту судна;
- Судовые журналы на борту;
- Свидетельство об отсутствии зарегистрированных обременений судна (выписка из государственного морского реестра);
- Заявление о том, что судно не находится в черных списках Гринпис;
- Свидетельство об исключении судна из Судового реестра на момент передачи или, если такой документ не может быть выдан немедленно, то письменное обязательство продавца представить его в срок не позднее 4 недель после оплаты судна покупателем,
- любые другие документы, которые могут потребоваться покупателю, — по его предварительному заявлению.
На практике стороны также могут предусмотреть возможность любого уровня вовлеченности покупателя в передачу судна: от простого осмотра объекта купли-продажи в номинированном порту в выбранную дату и до включения представителя покупателя в экипаж судна, вплоть до момента его приема-передачи, в соответствии с условиями договора. Таким образом, прием и передача, состояние судна и ожидаемые сроки доставки могут регулироваться сторонами не только на бумаге, но и при помощи активных действий покупателя.
Наряду с предметом, как уже было сказано выше, существенным условием является цена купли-продажи судна. Ее твердое обозначение является существенным условием договора, которое обязательно должно быть согласовано, вплоть до определения порядка оплаты и момента, когда оплата считается исполненной. Покупатель и продавец могут выбрать любой метод оплаты: полная или частичная, оплата после передачи судна или поэтапная оплата. Нельзя недооценить важность правильного формулирования условий оплаты по каждому из таких этапов в договоре, особенно, когда прописать необходимо от трех до шести этапов во взаимосвязи с процессом передачи судна.
Например, стороны условились о покупной цене судна в 200 000 долларов, подлежащих оплате в два этапа: 50% в день подписания договора, и 50% в день приема-передачи судна, на 20 дней позднее. В договоре условие об оплате сформулировано следующим образом: «Цена договора – 200 000 долларов в рублях по курсу Центрального Банка России на день оплаты». Покупатель, подписав договор, переводит на счет продавца 3 000 000 рублей. Через 20 дней, принимая судно, он готовится оплатить такую же сумму, но курс доллара к российскому рублю за 3 недели вырос с 30 рублей до 32 рублей за один доллар. Учитывая формулировку в подписанном договоре, продавец правомерно потребует с покупателя оплату в размере 3 200 000 рублей!
Из указанного примера становится понятно, что цена судна, согласованная сторонами, может изменяться, в зависимости от колебаний в курсе выбранной валюты. Для того чтобы избежать таких нежелательных изменений, статью о цене необходимо формулировать такими образом, что например «стороны устанавливают фиксированный курс валюты в размере 30 рублей за 1 доллар США», таким образом, размер оплаты не будет зависеть от постоянно меняющегося курса валют Центрального Банка России. Установление собственного курса иностранной валюты к рублю не противоречит законодательству, что подтверждается пунктом 12 Информационного Письма Президиума ВАС Российской Федерации от 04.11.2002 г. N 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации».
В случае, если стороны не приходят к соглашению о фиксации курса валюты по своему усмотрению, и колебаний курсов не избежать, можно воспользоваться прямой валютной оговоркой, в которой величина суммы платежа ставится в зависимость от изменения валюты платежа по отношению к более стабильной валюте: «Цена судна и платеж устанавливается в долларах США. Если курс доллара США к английскому фунту стерлингов на день платежа изменится по сравнению с курсом на день заключения контракта, то соответственно изменятся цена договора и сумма платежа».
Еще одна распространенная ситуация – отсутствие в договоре точной формулировки «совершенного платежа» то есть определения момента, когда обязательство Покупателя по оплате судна является исполненным надлежащим образом. Часто стороны согласовывают цену договора и срок ее оплаты по форме, например: «100% цены судна оплачиваются покупателем не позднее 5 января 2013 года». Данная формулировка не дает однозначного ответа о том, считается ли платеж, совершенный, но не полученный до указанной даты, задержкой в оплате по договору. Покупатель совершает банковский платеж 4 января 2013 года, но деньги поступают на счет продавца 10 января. Чтобы избежать взаимных претензий сторон в отношении своевременной оплаты по договору, необходимо сформулировать часть об оплате следующим образом: «100% цены судна оплачиваются покупателем не позднее 5 января 2013 года. Обязательство по оплате считается исполненным в дату, когда денежные средства списаны с расчетного счета Продавца, с соблюдением срока оплаты предусмотренного настоящей частью». Доказательством оплаты в таком случае является, в том числе удостоверенное банком отправителем платежное поручение.
При исполнении договора купли-продажи, стороны могут избрать наиболее удобный и выгодный для них способ оплаты, и не всегда продавец обязан быть получателем денежных средств от продажи судна. Некоторые продавцы, желая уменьшить налоговую нагрузку от продажи судна, предпочитают получать оплату на счета своих офшорных компаний. Соответственно, действующее законодательство позволяет заключать не только двухсторонние, но и многосторонние договоры, в которых кроме продавца и покупателя может присутствовать еще и выгодоприобретатель: «Покупатель обязуется оплатить цену судна, в соответствии с условиями настоящего договора, лицу, назначенному продавцом в соответствии с ч. <…> настоящего Договора».
Дополнительные условия: получаем уверенность в сделке!
Наряду с существенными условиями договора в документ включаются так же дополнительные условия, которые регулируют непосредственно процесс передачи судна. Важность этих условий сложно не переоценить, так как они создают необходимые гарантии защиты сторон в процессе исполнения сделки и, в конечном счете, оказывают немалое влияние на то, как именно судно предается и каковы последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения этого обязательства.
Срок приема-передачи судна: своевременная доставка!
Часто сторонам на дату подписания договора неизвестно, где судно будет находиться в момент передачи, поскольку чаще всего эксплуатируемые и востребованные суда находятся в рейсах перед продажей. При этом покупатель не может позволить себе оставить пункт о времени и месте передачи судна несогласованным, так как это может привести к убыткам. Данная ситуация регулируется путем внесения в текст договора условия о том, что «порт приема-передачи судна ограничивается одним из типичных портов захода судна (с перечислением таких портов)», таким образом, стороны могут предсказать в каком именно порту произойдет передача в определенный период. Одновременно с этим, в каждом договоре купли-продажи судна необходимо как можно более детально прописать обязанность продавца уведомлять покупателя о месте приема-передачи судна за определенное время: «Продавец обязан -
- за 14 календарных дней в письменной форме уведомить покупателя о регионе, в котором осуществится передача судна;
- за, 7 календарных дней информировать покупателя о порте приема-передачи судна;
- не позднее 3 календарных дней до захода судна в порт, подтвердить покупателю заход в данный порт для приема-передачи судна;
- не менее, чем за, 24 часа до установленной даты приема-передачи уведомить покупателя о номере и расположении причала, у которого судно будет подано для передачи покупателю».
Помимо согласования точной даты и места передачи судна, необходимо также исключить риск задержки по причине бездействия продавца при передаче не только самого судна, но и прав на него (снятие судна с учета в морском реестре, получение одобрения сделки учредителями, снятие обременений и так далее). Условие о сроках в договоре устанавливается всегда на определенную дату, без возможности вариации («Продавец обязуется передать судно покупателю в любом случае не позднее 7 марта 2013 года»). В качестве дополнительной гарантии покупателю по получению судна в срок в договоре можно предусмотреть штраф продавцу за задержку в передаче судна после согласованной даты: «Покупатель имеет право потребовать от продавца пени в размере 12% годовых от общей цены настоящего договора за каждый день просрочки в доставке судна или передаче законных прав на него». Дополнительный механизм защиты сторон от задержек в исполнении обязательств по договору предусмотрен частями 1-2 статьи 405 Гражданского кодекса РФ. Должник (продавец), просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором (покупателем) за убытки, причиненные просрочкой. Если вследствие просрочки должника (продавца) исполнение утратило интерес для кредитора (покупателя), он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим, покупателю также законом запрещается задерживать исполнение договора: в соответствии с частью 1 статьи 406 Гражданского кодекса сторона считается просрочившей, если она «отказалась принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершила действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства». В случае, если со стороны покупателя имеется просрочка, в соответствии с частью 3 статьи 405 Гражданского кодекса, продавец просрочившим не считается.
В любом случае, срок приема-передачи судна является важным условием, требующем согласования. По смыслу части 2 статьи 457 Гражданского кодекса, договор купли-продажи может считаться «заключенным с условием его исполнения к строго определенному сроку, если из договора ясно вытекает, что при нарушении срока его исполнения покупатель утрачивает интерес к договору». В случае, если такой интерес покупателем утрачен (часто, в случае, когда покупка судна осуществляется для возможности исполнения потенциального заказа, транспортировки грузов по Северному морскому пути, например), он имеет право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возмещения продавцом убытков в случае задержки.
Инспекция и оплата: только лучшее за ваши деньги!
В случае, если покупатель ограничился в отношении покупного судна одной инспекцией, имевшей место до подписания договора, необходимо обеспечить его право на получение судна в том состоянии, в котором оно было инспектировано в момент приема-передачи. Любые осмотры всегда должны проходить с участием технических специалистов, водолазов, сюрвейров, представителей классификационного общества. Результаты осмотра необходимо зафиксировать в протоколе осмотра судна, который должен стать неотъемлемой частью договора купли-продажи: «Продавец обязуется передать покупателю судно в мореходном состоянии, с оборудованием и комплектностью, без дефектов, о которых не было заявлено покупателю в процессе инспекции (с учетом естественного износа), в соответствии с протоколом осмотра судна (приложение к договору)».
В любом договоре купли-продажи сторонам важно передать судно свободным от обременений и требований третьих лиц. Обременение, о котором покупатель не был заранее поставлен в известность (любое требование, указанное в статье 355 Кодекса торгового мореплавания или в Конвенции об аресте морских судов 1952 года), может привести к невозможности немедленной эксплуатации судна, если оно будет арестовано третьим лицом на основании такого требования. Стандартная формулировка о том, что «продавец обязуется передать покупателю судно, свободным от любых обременений, требований третьих лиц, залогов и ареста» защищает покупателя от любых последствий передачи продавцом обремененного судна, особенно в купе со статьей об ответственности продавца за нарушение данного условия: «В случае обнаружения покупателем обременений на судно, а также предъявления к покупателю требований в отношении судна третьими лицами, продавец обязан выступать в судебном разбирательстве на стороне покупателя, а также возместить ему любой ущерб и расходы, понесенные покупателем в связи с предъявлением таких требований, включая упущенную выгоду от невозможности коммерческого использования судна, в случае его ареста».
Уязвимое положение покупателя также охраняется законом, а именно положениями статей 460-461 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 460 ГК РФ, покупатель имеет право требовать у продавца соразмерного уменьшения цены либо расторжения договора купли-продажи, если необъявленные обременения будут им обнаружены. В соответствии со статьей 461 Гражданского кодекса «при изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки».
Однако важно понимать, что не всегда подобная формулировка договора и положения закона гарантируют 100% защиту покупателя: если продавцом выступает формально функционирующая или офшорная фирма, реально взыскать с нее денежные средства покупателю, в случае нарушения, даже на основании условий договора, может быть, практически, невозможно, ведь денег на счету такой компании может и не быть. В случае, когда желаемое судно находится в собственности фирмы, чьи платежеспособность или деловая репутация не предполагается, необходимо использовать дополнительный защитный обеспечительный механизм на случай нарушений со стороны продавца – банковскую гарантию, страховую гарантию или поручительство. В случае сомнений в платежеспособности покупателя или в качестве гарантии оплаты цены только в обмен на передачу судна продавцом, разумно включить в договор обеспечительное условие в виде депозита на специальном депонированном счете («эскроу»), который совместно открывается сторонами, и уплаченная на него сумма удерживается вплоть до выполнения обязательства, в счет которого размещены деньги (в соответствии с договором купли-продажи судна). Такие счета идеально подходят сторонам, которым необходимо получить подтверждение платежеспособности контрагента, или же необходимо самим предоставить обеспечение, обезопасить себя от рисков неосуществления сделки по любым причинам.
Вопросы обеспечения вышеуказанных обязательств продавца особенно важны в случае, если купленное судно все-таки будет арестовано третьей стороной. В этом случае коммерческое использование объекта будет невозможным, что приведет к дополнительному имущественному ущербу покупателю. Снять арест с судна, можно только предоставлением денежных средств в размере требований истца на депозитный счет суда либо путем отмены определения об аресте, удовлетворения иска в защиту права собственности Покупателя.
Форс-мажор: предсказываем непредсказуемое!
В сделках по приобретению флота всегда необходимо учитывать риск наступления обстоятельств непреодолимой силы, поскольку функционирование средств морского транспорта неизбежно подвержено влиянию стихии.
Сторонам сделки важно понимать, что наступление обстоятельств непреодолимой силы приостанавливает исполнение обязательств сторонами на весь период их действия при условии соблюдения порядка заявления о таких обстоятельствах. Нормы гражданского права определяют обстоятельства непреодолимой силы через критерии чрезвычайности и непредотвратимости, не указывая прямо, какие именно обстоятельства ими охватываются. Таким образом, список таких обстоятельств является открытым, и любое обстоятельство, не являющееся обычным коммерческим риском, может быть квалифицировано, как форс-мажор. Для этого необходимо подтвердить действие такого обстоятельства сертификатом Торгово-промышленной палаты или другого органа, уполномоченного законом свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы, а также соблюсти порядок информирования о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, например: «Сторона, оказавшаяся под влиянием обстоятельств непреодолимой силы, обязана уведомить об этом другую сторону в течение 3 (трех) календарных дней с момента прекращения действия названных обстоятельств, а также представить акт уполномоченного органа, свидетельствующий о наступлении обстоятельств непреодолимой силы».
Применимое право: разрешаем споры!
При исполнении любого договора нельзя исключать возникновение спора. Предметом спора может стать, например, задержка в доставке судна продавцом или отсутствие / задержка оплаты покупателем, возмещение убытков и упущенной выгоды при расторжении договора, или передача судна продавцом с незаявленными обременениями, утрата интереса к покупке по экономическим причинам, не соответствие заданным техническим и / или дизайнерским требованиям.
Соответственно, еще на стадии заключения договора, и особенно международного контракта купли-продажи, необходимо определить применимое право, которым будут регулироваться отношения сторон и производится разрешение споров.
Одни правопорядки в отношении купли-продажи могут быть более лояльны к продавцам либо покупателям, другие имеют тенденцию равноценно учитывать интересы обеих сторон сделки либо склонны к максимальной формализации сделки, как это есть в России.
Например, английское право, которое является наиболее традиционным для выбора в международных контрактах, регулирует куплю-продажу, как приобретение товара по описанию (sale of goods by description), и выказывает существенное предпочтение покупателям в отношении качества судна и соответствия его тому описанию, которое было заявлено продавцом в договоре. Отступления от этого описания, даже несущественное, может привести к нарушению договора купли-продажи продавцом и обязанности компенсировать его возмещением убытков. При этом индивидуализация предмета купли-продажи не является существенным условием договора, без которого соглашение считается незаключенным, как в российском праве. Таким образом, иностранные правовые системы часто направлены на то, чтобы любыми средствами сохранить заключенный договор между сторонами, и не дают повода прекратить его либо считать недействительным по формальным основаниям.
Российское право имеет прекрасные механизмы защиты сторон от неисполнения обязанностей по договору, в том числе через компенсацию им упущенной выгоды (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса), распределение ответственности за задержки кредитора либо должника (статьи 405-406 Гражданского кодекса). Такой подход полностью отвергается английскими судьями, право Великобритании не только не поощряет, но и, на основании судебной практики, запрещает сторонам требовать друг у друга упущенную выгоду, обосновывая данную позицию реальной возможностью, что от сорвавшейся сделки утратит возможность дохода неограниченное количество лиц, а размеры требований будут слишком большими. Принимая во внимание, что осуществление коммерческой и предпринимательской деятельности в любом случае связано с рисками, английские суды лишают стороны возможностей компенсировать упущенную выгоду, ограничиваясь фактическими убытками. Это значительно уменьшает размеры возможных выплат виновной стороне, в том числе, путем ограничения ответственности продавца за определенные нарушения (например, несвоевременная доставка судна, частичное несоответствие состояния судна его описанию и тд), что так же может стать важным фактором при выборе применимого правопорядка. В случае если применим российский правопорядок, в качестве убытков любая сторона может получить сумму значительно превышающую ту, на которую можно рассчитывать по решению английского суда, с применением английского права.
Вторым немало важным вопросом в управлении спорами является выбор в договоре собственно органа для их разрешения. Разрешение спора стороны могут подчинить, как государственному суду (арбитражный суд, Лондонский Высший суд), так и третейскому (Морская арбитражная комиссия при Торговой промышленной палате, Лондонская Ассоциация Морских Арбитров).
Сразу отметим, что отказ от национального права может быть чреват трудностями исполнения решений иностранного суда. Не смотря на то, что частью 1 статьи 241 Арбитражного процессуального кодекса РФ «решения судов иностранных государств… решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей… признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом», Россия не имеет международных договоров о правовой помощи со всеми странами мира, и при выборе юрисдикции это необходимо учитывать.
Принимая решение о выборе того или иного суда, стороны исходя из согласованных условий договора и коммерческих интересов должны предположить о чем между ними может возникнуть спор, каков будет его размер и насколько предмет этого спора будет существенным для лиц участвующих в сделке. Только с учетом этих факторов можно сделать правильный выбор.
Иностранные суды, как государственные, так и третейские, требуют больших денежных и временных затрат, чем российские суды, однако, везде расходы напрямую зависят от размера и сложности рассматриваемого требования. Между тем, нужно понимать, что третейские суды идеально подходят для решения споров известных юридических лиц, желающих сохранить в тайне предмет спора и не рисковать коммерческой репутацией, чего государственные суды ни в России, ни в Англии предложить не могут. Основным преимуществом третейских судов является их профессионализм в решении узких, специальных вопросов, связанных в применением морского права.
Наши рекомендации для использования в работе
Резюмируя инструкцию по купле-продаже флота, выделим наиболее значимые вопросы на которые необходимо ответить намереваясь вступить в договор купли-продажи судна.
Итак, прежде всего, решите для себя и согласуйте со своим партнером, как минимум, следующие краеугольные условия:
- Какое судно Вы хотите получить, с какими характеристиками и принадлежностями? Чем подтверждаются заданные характеристики? (см. «Существенные условия: это важно для всех!»)
- Какая компания выступает стороной по сделке? Ее организационно-правовая форма и состоятельность? Это офшор или оригинальная компания?
- За какую цену хотите совершить сделку и когда Вы готовы с этой суммой расстаться в обмен на судно? (см. «Существенные условия: это важно для всех!»)
- Каким образом и когда проверять качество судна и соответствие заявленным характеристикам? (см. «Инспекция и оплата: только лучшее за ваши деньги!»)
- В какой срок Вы хотите получить судно и в каком месте? (см. «Срок приема-передачи судна: своевременная доставка!»)
- Какие условия сделки для Вас наиболее важны и соответственно требуют создания механизма юридических гарантий и средств предотвращения убытков/разрешения споров? (см. «Инспекция и оплата: только лучшее за ваши деньги!»)
- Правопорядок какой страны будет наиболее удобным для исполнения сделки исходя из предшествующей и последующей эксплуатации судна, правоотношений и национальности участников сделки?
- Потенциальные споры, которые могут возникнуть из договора и орган для их разрешения? (см. «Применимое право: решаем споры!»)
Только при наличии в договоре купли-продажи формализованных ответов на все вышеназванные вопросы, неважно, на 5 страниц или на 25, можно рассчитывать на исполнение сделки и управление рисками в том случае если кто-то собьётся с заданного курса.
Желаем приятных судовых покупок!