Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Новые правила регистрации строящихся судов
12.04.2024

Новые правила регистрации строящихся судов

Прошедший год был в достаточной степени насыщенным на усовершенствование и приведение в упорядочение нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования деятельности морского и внутреннего водного транспорта. Но, похоже, что и наступивший 2024 год будет насыщенным на такие события.

В частности, было уделено значительное внимание вопросам, связанным с государственной регистрацией судов, результатом чего стало утверждение обновленных Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов (вступили в силу 01.03.2024), а также, Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (вступили в силу 08.09.2023).

В наступившем же году, в заданном курсе получил свое решение вопрос о приведении в порядок нормативно-правовых документов, регулирующих процедуры государственной регистрации строящихся судов. Результатом проведенной работы стал проект Правил регистрации прав на строящиеся суда в морских портах, разработанный и представленный Минтрансом России 26.02.2024 г. на сайте https://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/02-24/00145927), публичные обсуждения которого завершились 06.03.2024. Следует отметить, что основанием разработки проекта вышеуказанных Правил (как это следует из сводного отчета по проекту) являлось отсутствие правил регистрации строящихся судов в морских портах.  

В соответствии с проектом Правил, регистрация права собственности на строящееся судно, ипотеки строящегося судна осуществляется капитаном морского порта (орган регистрации). Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, ‎в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно, ‎на основании заявления залогодателя после регистрации права собственности ‎на строящееся судно. 

Право собственности на строящееся судно может быть зарегистрировано ‎в реестре строящихся судов при условии закладки киля или проведения подтвержденных заключением эксперта равноценных строительных работ.

Круг субъектов, которые могут выступать заявителями, а также, формы и состав документов, их содержание – определены п.3 – п.6 Правил. При этом проектом Правил предусматривается возможность подачи заявления и регистрационных действий в электронной форме, с использованием ФГИС ЕПГУ.

Срок проведения правовой экспертизы по представленным документам предусмотрен периодом в 3 рабочих дня со дня получения заявления о регистрации права собственности ‎на строящееся судно или ипотеки строящегося судна (п.7 и п.11 Правил).

Пунктом 13 Правил установлены основания для отказа регистрации права собственности на строящееся судно, ипотеки строящегося судна. Отказ в регистрации прав на строящееся судно, ипотеки строящегося судна может быть обжалован заинтересованным лицом в суд или арбитражный суд, что предусмотрено п.15 проекта Правил. 

При этом п.16 проекта Правил установлено, что отказ в регистрации права на строящееся судно, ипотеки строящегося судна не ограничивает право заинтересованного лица на повторное обращение для регистрации, при условии устранения причин, вызвавших отказ ‎в регистрации права на строящееся судно, ипотеки строящегося судна.

 Кроме того, вышеуказанным проектом предусмотрены рекомендуемые образцы (формы) следующих документов, использование которых предполагается в процессе практического применения Правил:

  • Свидетельство о праве собственности на строящееся судно (приложение № 1 к Правилам);

  • Свидетельство о регистрации ипотеки строящегося судна (приложение № 2 к Правилам).

Проектом Приказа Минтранса России, которым утверждаются рассмотренные выше Правила, определено, что он вступает в силу с 01.09.2024 г., и действует до 01.09.2030 г.

 

Бречалов Константин Леонидович

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»