В конце февраля 2024 года Балтийским и международным морским советом (Baltic and International Maritime Council; BIMCO) были опубликованы и представлены унифицированные формы новых видов документов, предполагаемых для использования на рынке фрахтования и аренды судов.
В данном случае речь идет о стандартных письмах «О бесперебойном пользовании судном» - Quiet Enjoyment Letters (QELs; на практике и по сложившейся традиции их также называют «О спокойном пользовании» - «LQE»).
Как отмечается на сайте BIMCO, «это первая стандартная форма QELs, доступная отрасли, чтобы предложить инструмент, который может обеспечить фрахтователям бесперебойное использование судна в случае неисполнения владельцем обязательств по программе финансирования».
Предшествующие эпизоды
BIMCO были разработаны две версии QELs: 1) стандартное письмо «о спокойном пользовании», подписанное кредитором, и, согласованное владельцем и фрахтователем (трехстороннее), и, 2) версия «краткой формы», которая подписывается только кредитором.
QELs были разработаны в процессе сотрудничества с участием представителей владельцев (перевозчиков Wah Kwongи Oldendorff), фрахтователей (BHPи Noble Resources International), кредиторов (Danish Ship Finance), лизинговых организаций (CMB Financial Leasing Co. Ltd.) и юридических экспертов (Linklaters LLP и Holland & Knight LLP).
«Цель подкомитета, ответственного за проект, состояла в том, чтобы создать сбалансированный стандарт, отражающий рыночную практику и справедливо представляющий права и обязанности всех сторон», - говорит Кэтрин Смит, председатель подкомитета BIMCO по разработке QELs.
Ранее стандартной формы QELs не существовало, поэтому при возникновении необходимости включения его в структуру контрактных обязательств при фрахтовании судна (с применением обеспечительных инструментов по обязательствам судовладельца) этот документ требовал тщательного согласования.
«Две новые формы заполняют пробел на рынке, где в настоящее время нет такой стандартной формы. Они отличаются друг от друга тем, что выгодны фрахтователям, кредиторам и судовладельцам», - отмечает Николас Фелл, председатель документарного комитета BIMCO.
Понятие QELs и его статус
QELs является соглашением между:
(1) кредитором, которому предоставлено обеспечение в отношении судна (как правило - по договорам лизинга, ипотеки), и,
(2) фрахтователем этого судна,
предусматривающим для фрахтователя правовую возможность на беспрепятственное использование судна, находящегося под обременением в силу кредитного договора, договора лизинга (и в иных подобных случаях).
В самом общем плане это соглашение устанавливает прямые отношения между кредитором и фрахтователем, в соответствии с его условиями кредитор соглашается не реализовывать свои права или обеспечительный интерес в отношении судна до тех пор, пока фрахтователь продолжает выполнять свои обязательства по соответствующему чартеру.
По своей правовой природе QELs относится к такой разновидности соглашений, которые в английском праве называются ковенанты.
Предназначение QEL
QELs были разработаны для использования с бербоут-чартерами и тайм-чартерами, в сфере кредитования, связанной с залогом судов, а также при взаимодействии со структурами по финансовой аренде (лизингу) судов. Эти формы дополняют сформировавшуюся коллекцию стандартизированных общих условий BIMCO для финансирования сделок по купле-продаже или лизингу судов, которая включает в себя общие условия форм «SHIPTERM», «SHIPTERM S» и «SHIPLEASE».
Предполагается, что QELs будут предоставлены кредитором фрахтователю для гарантии того, что фрахтователь, у которого нет договорных отношений с кредитором, а только с владельцем судна, сможет продолжать «спокойно пользоваться» судном в случае неисполнения обязательств его владельцем по договору, финансируемому кредитором.
Взамен фрахтователь дает определенный ряд обязательств, в том числе, не отменять чартерный контракт и продолжать выплачивать суммы, причитающиеся по чартеру. QELs также предоставляют кредиторам возможность защитить свои права, например, назначить нового владельца в случае дефолта первого судовладельца.
По сути, QELs служит для создания цепочки обеспечительных отношений между кредитором и фрахтователем, которые одновременно позволяют фрахтователю работать бесперебойно без вмешательства кредитора (даже если владелец судна не выполняет свои обязательства перед кредитором), и которые, в свою очередь, позволяют доходу, полученному в соответствии с чартером, поступать владельцу судна, а при наступлении дефолта - кредитору.
QELs: практика применения
QELs являются стандартной особенностью сделок по финансированию, где предметом является залог судна, в отношении которого у судовладельца имеется заинтересованность по его фрахтованию в рамках договоров тайм-чартера или бербоут-чартера. Отношения между фрахтователем и кредитором в таком случае были бы напряженными без QELs, поскольку кредитор мог бы попытаться прекратить чартерные операции, если судовладелец не выполнит свои обязательства.
QELs помогают судовладельцам (заемщикам по сделкам финансирования с залогом судов) поддерживать поступление доходов по чартеру. Возможно, что еще более важно, QELs ограничивают средства правовой защиты кредитора и альтернативы принудительного исполнения, если судовладелец не выполняет свои обязательства, до тех пор, пока фрахтователь продолжает выполнять свои собственные обязательства перед владельцем по чартеру.
Несмотря на то, что QELs в конечном итоге приносит пользу кредитору, поскольку обеспечивает доступ через чартер к непрерывным потокам доходов судовладельца, кредиторы часто используют QELs для обеспечения дополнительных прав.
Например, кредитор может потребовать от фрахтователя уведомить кредитора о неисполнении судовладельцем обязательств по чартеру и ввести периоды для исправления ситуации до того, как фрахтователь сможет расторгнуть чартер из-за неисполнения обязательств. Кредиторы могут также вести переговоры о праве перехода, которое позволило бы кредитору “занять место” судовладельца в соответствии с чартером и (i) получать доход непосредственно от фрахтователя или (ii) продавать судно в соответствии с чартером.
Кроме того, часто фрахтователь хочет убедиться, что любой будущий судовладелец (например, в случае принудительного взыскания ипотеки на судно) является квалифицированным владельцем, а это означает, что он обладает финансовым положением и техническими знаниями для выполнения своих обязательств по чартеру. Без такой гарантии в QEL фрахтователь, возможно, не сможет сохранить преимущества чартера, на которые он рассчитывал.
По своей сути, QELs структурированы таким образом, чтобы гарантировать, что фрахтователь может продолжать использовать судно без перебоев даже в условиях финансовых затруднений, затрагивающих судовладельца.
Эта непрерывность зависит от обязательства фрахтователя не отменять чартерную партию и выполнять свои платежные обязательства. В случае неисполнения обязательств кредиторы имеют право назначить нового владельца, гарантируя, что эксплуатационная целостность судна и финансовые обязательства будут беспрепятственно переданы без ущерба для эксплуатационных возможностей или финансовых обязательств фрахтователя. В этом отношении QELs представляют собой значительный шаг вперед в обеспечении сложного баланса прав и обязанностей в сфере морского фрахтования
Наконец, QELs может представляться в различных формах (см. выше). Хотя название не имеет значения, важно, чтобы документ устанавливал договорную тайну между фрахтователем и кредитором (которые в противном случае не имели бы никакой договорной связи), чтобы определить их относительные права и обязанности в отношении судна, в котором у них обоих есть (потенциально конкурирующий) имущественный интерес.
В заключение
Суть этих новоиспеченных QELs заключается в их способности защищать право фрахтователя на бесперебойное использование судна, даже если владелец судна не выполняет свои финансовые обязательства. Эта гарантия является не просто спасательным кругом для фрахтователей, но и свидетельством развивающейся динамики морского финансирования.
Как отмечает Ebenezer Mensah, «Стандартные и «краткие формы» QELs, тщательно разработанные совместными усилиями судовладельцев, фрахтователей, кредиторов, лизинговых организаций и лидеров юриспруденции, обещают сбалансированное представление интересов по всем направлениям. Инициатива BIMCO заполняет давний пробел, предлагая согласованный стандарт, который лежит в основе прав и обязанностей всех заинтересованных сторон, вовлеченных в сферу фрахтования и лизинга».
Стандартизируя подход к устранению неисполнения обязательств судовладельцами в соглашениях о фрахтовании, BIMCO не только повышает безопасность и предсказуемость для фрахтователей, но и укрепляет доверие кредиторов к сделкам в сфере морского финансирования. Двойная природа QELs, включающая как всеобъемлющую, так и сокращенную версию, обеспечивает их универсальность и адаптируемость к широкому спектру соглашений о фрахтовании и лизинге.
«Этот новаторский подход BIMCO, отражающий глубокое понимание меняющихся потребностей морского сектора, прокладывает путь в будущее, где фрахтователи, владельцы и кредиторы смогут ориентироваться в сложностях финансирования судов с большей уверенностью и ясностью» – резюмирует Ebenezer Mensah.
Используемые материалы:
1) https://www.bimco.org/news/priority-news/20240221-qel;
2) https://maritime.sewkis.com/blog/simply-speaking-december-2021-quiet-enjoyment-letter;
3) https://bnnbreaking.com/finance-nav/navigating-new-waters-bimco-introduces-groundbreaking-quiet-enjoyment-letters-for-charterers
Бречалов Константин Леонидович
Адвокат, партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»