Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Пересмотр и обновления Закона Великобритании об арбитраже 1996 г.
16.10.2023

Пересмотр и обновления Закона Великобритании об арбитраже 1996 г.

В силу множества факторов, исторически сложившихся за длительный период времени влияния Великобритании на различные политические процессы в международных отношениях (за предшествующие 300 лет) английское право заняло во многом передовые позиции. Такое влияние отразилось на его интеграции в различные правовые системы и институты, посредством которых оно получило свое распространение и практическое применение по различным направлениям (особенно -  в плане международного частного права, и, как его составной части – морского права). 

В качестве одного из таких институтов (за указанный период времени) сформировался английский арбитраж, с его сложной многоуровневой системой судов. В свою очередь, деятельность этого института имела достаточно развитую правовую основу, в качестве которой следует указать Закон Великобритании об арбитраже 1996 года (далее также - Arbitration Act 1996; «Закон об арбитраже 1996 года»).

В соответствии с указанным Законом английскими судами было рассмотрено значительное количество дел по многим спорам, возникающим в различных сферах бизнеса, и по широкому спектру отраслевого применения -  включая морское право. Однако и столь долгий период  неизменного состояния и стабильного применения Arbitration Act 1996 показал, что по ряду аспектов этот фундаментальный законодательный акт нуждается в изменениях, поскольку законодательство и практика арбитража во многом продвинулись вперед, чего нельзя было предсказать 25 лет назад.

Во многом на это повлияло то, что за прошедшую четверть века появились другие региональные арбитражные кластеры, включая, в частности, Гонконг, Сингапур и ОАЭ, с их собственным современным арбитражным законодательством, арбитражными центрами, институтами, и т.д. Практика показала, что для любого  арбитражного института, функционирующего в той или иной юрисдикции, краеугольным камнем является арбитражное законодательство, которое определяет его эффективность, востребованность и привлекательность. 

Как указывают эксперты Allen&Overy, «конкуренция между юрисдикциями за арбитражный бизнес (и разрешение споров в целом) стала более открытой, поскольку растет понимание ценности юридических услуг». Поэтому неудивительно, что в марте 2021 года Министерство юстиции обратилось в Юридическую комиссию Англии и Уэльса (далее - Комиссия) с просьбой определить, необходимы ли какие-либо поправки к «Закону об арбитраже 1996 года», поскольку развитие передовой арбитражной практики выявило в нем пробелы и недостатки.

6 сентября 2023 года, после публикации промежуточных консультационных документов, Комиссия опубликовала Итоговый доклад о результатах пересмотра «Закона об арбитраже 1996 года». В указанном документе Комиссия рекомендовала внести в Закон небольшое количество относительно целенаправленных изменений, а не проводить масштабную реформу, предпочтя сосредоточиться на тех разделах Закона, которые, по мнению судей и практикующих юристов, действительно нуждались в пересмотре, и такой пересмотр был оправданным с практической точки зрения.

Как следует из вышеуказанного документа, Комиссия выступает за сохранение основных принципов «Законе об арбитраже 1996 года» при одновременном внесении улучшений, которые помогут укрепить позиции Великобритании как передового места для арбитража.

Такие улучшения включают меры по укреплению иммунитета арбитров, повышению эффективности рассмотрения дел и разъяснению полномочий суда. Рекомендации Комиссии направлены на обеспечение соответствия Закона поставленным целям и продвижение Великобритании как ведущего места проведения международного арбитража, путем предоставления четкой и всеобъемлющей правовой базы при сохранении гибкости законодательства.

Рекомендации Юридической комиссии по реформированию «Закона об арбитраже 1996 года», отраженные в Итоговом докладе, включают:

  • Кодификация закона об обязанности арбитров раскрывать конфликты интересов и сохранение обязанностей по обеспечению беспристрастности для поддержания целостности арбитража как системы разрешения споров;

  • Укрепление иммунитета арбитров для обеспечения нейтральности арбитров и принятия взвешенных решений;

  • Введение положений, позволяющих арбитрам в упрощенном порядке отклонять судебные иски, которые не имеют оснований для обеспечения эффективного и справедливого разрешения споров;

  • Разъясняются полномочия судов по поддержке арбитражных разбирательств и чрезвычайных арбитров;

  • Совершенствование системы обжалования решений арбитров (по основаниям отсутствия компетенции);

  • Предоставление права издавать приказы в отношении третьих лиц (не сторон арбитража) о получении свидетельских показаний, сохранении доказательств в отношении соответствующего имущества, продажи товаров, временных запретов и назначения управляющего;

  • Создание новых правил для принятия решения о том, какие законы регулируют арбитражное соглашение, с целью обеспечения простоты и стимулирования применения законодательства Англии и Уэльса;

  • Включение положений, которые будут регламентировать функционирование сервисов электронных документов и ведение процесса с использованием современных электронно-цифровых технологий и средств телекоммуникации.

Итоговый доклад Юридической комиссии от 05.09.2023 «О пересмотре Закона об арбитраже 1996 года» является в значительной степени объемным документом, в связи с чем, его детальный и развернутый анализ представляется возможным в последующих статьях. Во многом это обусловлено и тем, что в указанном документе рекомендуемые Комиссией изменения были связаны не только с регулятивным процессом, дополняющим ранее действующие нормы Закона новыми положениями, но и с множеством состоявшихся судебных прецедентов (таких как  Halliburton v Chubb (2020) и  Enka v Chubb (2020)), повлиявших на многие аспекты арбитражных разбирательств.

Отдельно следует отметить, что с момента опубликования Итогового доклада Комиссии, вышеуказанное событие явилось предметом пристального внимания и изучения - как со стороны различных профильных СМИ, так и профессионального юридического сообщества, давшего свои комментарии по этому поводу.     

 

Заключение

Заявленная цель Юридической комиссии состоит в том, «чтобы сохранить привлекательность Англии и Уэльса как «приоритетного места назначения» для разрешения споров и преобладание английского права в качестве права, выбранного для применения. Эти предложения разумны, хотя, возможно, скорее эволюционны, чем революционны», отмечают эксперты Mishcon de Reya. По их мнению, теперь правительству Великобритании предстоит решить, принимать ли рекомендации Юридической комиссии и следует ли вносить законопроект в парламент. В данном случае это в значительной степени важный вопрос, поскольку Итоговый доклад был опубликован с предельными сроками представления законопроектов в рамках парламентского цикла перед выборами 2024 года. Если Лондон хочет сохранить свои позиции выдающегося центра арбитража, важно, чтобы английское законодательство шло в ногу с развитием других арбитражных центров.

Именно на это сделала акцент член Комиссии Sarah Green, указав на цели законопроекта: «Закон об арбитраже 1996 года сыграл ключевую роль в обеспечении лидирующей репутации Великобритании в области арбитража в мире, и наши реформы будут основываться на этом... Благодаря этим улучшениям мы надеемся, что Закон обеспечит современную и эффективную законодательную базу на многие годы вперед, позволяя арбитражу продолжать играть значительную роль в экономике Великобритании».

 

Бречалов Константин Леонидович 

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»