Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Правила идентификации автономных судов
16.10.2023

Правила идентификации автономных судов

С принятием в июле 2023 г. Федерального закона от 10.07.2023 N 294-ФЗ положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) были дополнены нормами, предусматривающими правовые основы использования нового вида транспортных средств – автономных судов.

Вышеуказанные изменения (вступают в силу с 01.03.2024) регулируют различные вопросы их эксплуатации и управления, а также, иные аспекты, связанные с их использованием в торговом мореплавании и внутреннем судоходстве. В состав новых норм КТМ РФ и КВВТ РФ, определяющих статус автономных судов, были включены также требования к их идентификации, которая является обязательным условием использования для любых судов.

Так, в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, параграф 3 Главы 2 «Судно» КТМ РФ был дополнен статьей 21.1 «Идентификация автономного судна», которая предусматривает следующее: «Автономному судну наряду с названием, предусмотренным статьей 20 настоящего Кодекса, присваивается уникальный идентификатор автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность автономного судна и его владельца. Формат уникального идентификатора автономного судна, порядок его присвоения и требования к его нанесению на корпус автономного судна устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта». Примерно аналогичная по содержанию правовая норма была введена в статью 13 КВВТ РФ (дополнена пунктом 6).

03.10.2023 на федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов https://regulation.gov.ru были опубликованы проекты приказов Минтранса России, имеющих одинаковые название: «Об установлении формата уникального идентификатора автономного судна, порядка его присвоения и требований к его нанесению на корпус автономного судна», которыми предусматривается порядок присвоения идентификационных номеров в отношении автономных судов:

В соответствии с проектами вышеуказанных ведомственных нормативных актов, уникальный идентификатор присваивается автономному судну организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов (классификационным обществом) после подтверждения соответствия технических средств по его управлению.

Уникальный идентификатор автономного судна формируется из:

  • трехбуквенного кода страны (RUS);

  • буквенного указателя степени автономности (полностью автономное (FA) или полуавтономное (SA));

  • регистрового номера, автоматически присваиваемого судну при постановке его на учет в классификационном обществе;

  • уникального идентификатора судовладельца (ОГРН - для судовладельцев, зарегистрированных в РФ, или ИМО номер компании (при наличии) - для иностранных судовладельцев).

Перечень информации разделяется дефисами и имеет следующий формат:

  • RUS-FA-123456-1234567890123

  • RUS-SA-123456-IMO1234567.

Уникальный идентификатор автономного судна наносится на: видном месте на корме судна, или на бортовой обшивке в средней части судна, или на левом и правом бортах, выше самой высокой назначенной грузовой ватерлинии, или на обеих бортовых сторонах надстройки, или на лобовом листе надстройки, или на горизонтальной поверхности, видимой сверху.

Идентификатор должен быть заметен, размещен в стороне от любой другой маркировки на корпусе и окрашен контрастирующим цветом. Высота маркировки должна быть не менее 200 мм. Ширина знаков выбирается пропорционально высоте. Постоянная маркировка может выполняться накладными знаками или гравировкой, или кернением, или любым другим равноценным способом, обеспечивающим надежную защиту маркировки от уничтожения. На автономных судах, построенных из неметаллических материалов, способ нанесения определяется классификационным обществом.

Проектами приказов предусматривается также, что если в силу конструктивных особенностей автономного судна отсутствует возможность выполнить вышеизложенные требования по нанесению уникального идентификатора, размеры и место его нанесения определяются классификационным обществом.

Вышеприведенные проекты приказов Минтранса России предусматривают дату их вступления в силу, и сроки действия, а именно: с 1 сентября 2024 г., и  ‎до 1 сентября 2030 г.

 

 

Бречалов Константин Леонидович

Адвокат, партнер

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»