Главная » ИНФОЦЕНТР » Публикации » Об учреждении Эстонией прилежащей зоны
03.02.2023

Об учреждении Эстонией прилежащей зоны

МИД ЭСТОНИИ ПРЕДЛОЖИЛ СОЗДАТЬ ПРИЛЕЖАЩУЮ ЗОНУ ДЛЯ БОЛЬШЕГО КОНТРОЛЯ В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ |  | КОММЕНТАРИЙ КОНСТАНТИНА БРЕЧАЛОВА ДЛЯ «РБК»

В этой зоне прибрежное государство может осуществлять контроль для предотвращения нарушений таможенного, налогового, иммиграционного и санитарного законодательств. На военные корабли проверки не распространяются. <…>

В ней (прилежащей зоне) прибрежное государство, согласно Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, может осуществлять контроль для предотвращения нарушений таможенного, налогового, иммиграционного и санитарного законодательств на своей территории или в территориальном море, а также привлекать к ответственности нарушителей. <…>

Согласно конвенции, прилежащая зона не может выходить за пределы 12 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря. Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни одно из них не может распространять свою прилежащую зону за срединную линию.

Партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Константин Бречалов сказал РБК, что попытка властей Эстонии реализовать возможность введения режима прилежащей морской зоны равнозначна намерению заблокировать для России Балтийское море, так как в настоящее время гражданские и военные корабли под государственным флагом Российской Федерации из Петербурга, Кронштадта, Выборга и других морских портов России, расположенных на Балтике, следуют по очень узкому коридору нейтральных вод между территориальными водами Финляндии и Эстонии. «Режим прилежащей зоны, если эстонское политическое руководство решится на это, в практическом плане перекрывает этот проход, а статус такой зоны будет позволять эстонским пограничным и таможенным службам останавливать и досматривать проходящие суда под любыми предлогами, а также применять различного вида принудительные меры, направленные на обеспечение этого режима», — пояснил он.

«Эстония не сможет заявить, что ее прилежащая зона будет простираться до самой морской границы Финляндии, то есть на все 12 морских миль, разрешаемых Конвенцией ООН по морскому праву. Но и половина этой акватории — при условии, если эстонская зона будет создана, — в два раза уменьшит ширину прохода для российских судов, которые следуют по узкому коридору нейтральных вод между границами территориальных вод Эстонии и Финляндии, где их ширина в ряде мест составляет менее 10 морских миль. В любом случае без учета интересов России, побережье которой в акватории Финского залива является примыкающим, учреждать такую зону в одностороннем порядке Эстония не вправе, поскольку такие односторонние действия противоречат статье 15 Конвенции ООН по морскому праву», — подытожил Бречалов.

 

Полный текст публикации доступен по ссылке.

РБК Политика , 23 янв, 19:12