Главная » ИНФОЦЕНТР » Публикации » Между нами тает лед. В США придумали, как потеснить Россию на Севморпути
21.06.2022

Между нами тает лед. В США придумали, как потеснить Россию на Севморпути

Россия может лишиться контроля над Северным морским путем, если лед в Арктике растает, утверждают американские климатологи и юристы. 

Американские правоведы высказываются за взаимосвязь юрисдикции России в Арктике с наличием льдов и рассмотреть возможность сокращения правомочий страны на Арктическую зону в связи с таянием льдов в регионе. Как правильно применять положения статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву. 

Владислав Бляков, ассоциированный партнер Адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин». 

Принимая во внимание, что конвенционной делимитации арктических пространств не существует, а в международно-правовой доктрине высказывается как минимум три точки зрения на делимитацию и правовой режим Арктики, ст. 234 появилась в тексте Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.  по инициативе Канады, которая стремилась обосновать с точки зрения договорного международного права свои односторонние действия по принятию в 1970 г. национального Акта о предотвращении загрязнения арктических вод и как альтернатива, превалирующей на тот момент, теории секторального деления Арктики.

Смысл секторальной теории сводится к следующему: Арктика делится на пять секторов между Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией, а суверенитет государств распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, что практически исключает возможность применения к значительной части Северного Ледовитого океана положений части VII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Как результат, компромисс между двумя подходами, однако не лишенный противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.

Концепция этой статьи была также поддержана Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), что лишний раз подчеркнуло ту большую важность и практическую значимость, которые придавались Арктическому региону ООН. США, не являясь участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., со своей стороны, признали положения ст. 234 частью обычного международного права.

При этом, несмотря на отсутствие в указанной статье самого определения понятия «покрытые льдом районы», в мировой доктрине и практике достаточно широкое распространение получила точка зрения о том, что под ними следует понимать всю Арктику.

Таким образом, положение ст. 234 о покрытии льдом определенных морских акваторий следует рассматривать не как необходимое условие появления или исчезновения особых прав у прибрежных государств, а как средство географического определения района, в котором такие права действуют и который нуждается в особой правовой защите, т. е. Арктики.

Кроме того, альтернативная точка зрения на эту проблему (предложения по ее пересмотру) вступает в противоречие с объектом и целью Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а также с первичными и вспомогательными средствами ее толкования, которые достаточно определенно указывают, что применение ст. 234 должно осуществляться в современных условиях вне какой-либо связи с изменением ледового покрова Арктики.

Следует также помнить, что основное предназначение ст. 234 состоит в сохранении хрупкой морской среды Северного Ледовитого океана. Поэтому, таяние арктических льдов не отменяет эту задачу, а делает ее еще более актуальной, так как, согласно научным исследованиям, этот процесс лишь увеличивает уязвимость Арктического региона.

Кстати, вопрос о необходимости ужесточения требования к технической конструкции судов в акватории СМП и повышению ответственности судовладельцев экологические правонарушения, был затронут на ПМЭФ-2022 в рамках стенда «Арктика — территория диалога» (сессия - «Северный морской путь: международный транспортный коридор»).

РИА НОВОСТИ 

Пресс-служба

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»