Главная » ИНФОЦЕНТР » Публикации » Перспективы для транзитного судоходства в Арктике
04.02.2022

Перспективы для транзитного судоходства в Арктике

В беседе с корреспондентом РБК управляющий партнер Кирилл Маслов обсудил ситуацию с потеплением в Арктике с точки зрения перспектив для транзитного судоходства через Северный морской путь. 

— По прогнозу ООН, к 2050 году рост температуры в Арктике составит от 3 до 5 градусов. Как это можно повлиять на судоходство? Какие это перспективы это открывает России? 

— Потепление в Арктике неизбежно влечет изменение ледовой обстановки. Такие факты фиксируются уже сейчас: это как снижение толщины льда, так и его полное отсутствие. Как следствие это снижает расходы на ледокольную проводку, на специальное оборудование, на экипаж, на оснащение береговых объектов. Все это упрощает проход судов через Северный морской путь, делает проход по нему более конкурентоспособным по сравнению с другими транзитными маршрутами, в том числе конечно маршрутами через Суэцкий канал. Речь может идти как о снижении критериев, по которым суда получают разрешение на проход по Севморпути, когда речь идет о требованиях к символу класса судна , его возможности прохода льдов, так и о полном отказе от ледокольной проводки в  определенные сезоны. Это безусловно влечет за собой существенное удешевление и повышение конкурентоспособности прохода по Севморпути  

И я напомню, что , что в ноябре мы с Вами  наблюдали ситуацию большого дефицита ледоколов на Северном морском пути, тогда в  в ноябре речь шла о скоплении порядка 20 судов, которые ожидали ледокольной проводки и в итоге не все из них прошли из-за дефицита ледоколов. Поэтому в будущем отсутствие необходимости  в ледокольной проводке или возможность доступа на Севморпуть судов с меньшим классом плавания по ледовым условия, конечно, обеспечат больше возможностей для транзита и судоходства. Севморпуть откроется большему количеству игроков рынка и будет меньше условий для доступа.