В условиях масштабного, расширяющегося по разным направлениям процесса внедрения и применения в транспортной отрасли электронной документации, АБ СПб «Инмарин» стремится отслеживать и анализировать не только отдельные его этапы или эпизоды, но и рассматривать происходящее в его системном виде, что обеспечивает всесторонний и непрерывный охват того массива информации, что связан с этой темой. В данном случае, отдельный интерес представляют аспекты электронного документооборота, положения о котором включены в Федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в новой редакции (далее – Закон о ТЭД).
1. Экспедиторские документы: общие вопросы
Экспедиторские документы упоминаются в ст.2 Закона о ТЭД, согласно которой, под ними понимаются документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции.
В соответствии с п.5 «Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) и п.5 «Порядка оформления и форм экспедиторских документов» (утв. Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23), экспедиторскими документами являются:
-
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
-
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
-
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Согласно нормам вышеупомянутых Правил (п.7) и Порядка (п.7), экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. При оказании транспортно-экспедиционных услуг в международном сообщении могут использоваться и иные, не предусмотренные ими документы (п.6 Правил и п.6 Порядка).
2. Что изменилось
С принятием Федерального закона от 07.06.2025 № 140-ФЗ положения ст.2 Закона о ТЭД в части применения экспедиторских документов были существенно детализированы (статья дополнена пунктами 3 - 7).
С 01.09.2026 экспедиторские документы и транспортные накладные должны оформляться исключительно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной или неквалифицированной подписи. Это правило касается всех участников перевозки (отправитель, получатель, перевозчик, экспедитор). Случаи, когда документы можно составлять на бумажных носителях, определит Минтранс России. Электронный формат документов утвердит ФНС России по согласованию с Минтрансом России.
При этом электронные экспедиторские документы необходимо будет направлять в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), предусмотренную Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Порядок обмена электронными экспедиторскими документами (ЭПД) и их отправки в ГИС ЭПД установит Правительство России.
Кроме того, с принятием Федерального закона от 07.06.2025 № 140-ФЗ, для целей его реализации были утверждены единообразные требования и параметры к транспортным накладным в виде электронного документа (включая правила их оформления и оборота, применения, хранения), в связи с чем, статьями 2 - 4 вышеуказанного Федерального закона были внесены соответствующие изменения в отдельные отраслевые акты, а именно:
-
Воздушный кодекс Российской Федерации,
-
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ), и,
-
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 года № 259-ФЗ).
Такие изменения были обусловлены тем, что в предыдущей редакции закона № 87-ФЗ не усматривалось наличия чёткой и понятной схемы отображения экспедитора в транспортной накладной. При использовании бумажной версии компания или ИП, оказывающие экспедиционные услуги, могли не указываться напрямую, а в электронной транспортной накладной (ЭТрН) экспедитор мог не указываться как участник грузоперевозки, особенно если выступал в роли заказчика. Подобный порядок оформления документов не наделял участников грузоперевозки равной ответственностью.
Вышеуказанные изменения, вносимые на основании Федерального закона от 07.06.2025 № 140-ФЗ, предусматривают, что с 01.09.2026 г. произойдут:
-
Переход на ЭПД для экспедиторов. В цифровой формат будут переведены все документы грузоперевозки, оформлением которых занимается экспедитор. Все созданные ЭПД нужно будет передавать в государственную информационную систему ГИС ЭПД. При этом экспедитор в обязательном порядке будет отображаться в документах в качестве участника грузоперевозки;
-
Переход на ЭТрН. С указанной даты транспортная накладная будет оформляться исключительно в электронном виде всеми участниками перевозки (грузоотправителями, перевозчиками, грузополучателями и экспедиторами). Охватываются перевозки, выполняемые всеми видами транспорта.
В дополнение к этому следует отметить, что с 01.09.2025 г. вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 288-ФЗ «О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», одновременно с которым вступают в силу следующие нормативно-правовые акты (НПА), изданные в целях его практической реализации в части применения электронного документооборота:
Поскольку прямые смешанные перевозки по своему характеру (в плане как технологических так и организационных процессов) не могут исключать участия экспедитора, Федеральный закон от 08.08.2024 № 288-ФЗ указывает на него, как одного из субъектов данного процесса в п.1 ст.2 названного Закона.
Таким образом, и в этой части рассмотренные выше законы и НПА имеют значение при рассмотрении вопроса об особенностях применения экспедиторских документов в контексте Федерального закона от 07.06.2025 № 140-ФЗ, который, однако, не затрагивает и не упоминает Федеральный закон «О прямых смешанных перевозках», что может создать коллизии в их применении на данном «участке» правового регулирования.
Кроме того, учитывая комплексный характер данного вида перевозок, предполагающих многостороннее взаимодействие между их участниками на различных видах транспорта и объектах транспортной инфраструктуры, с выполнением ими множества технологических и организационных операций в процессе доставки, не представляется в достаточной степени понятным, по какой причине законодателем данная сфера не была охвачена системой «ГосЛог», о которой упоминается в Федеральном законе от 07.06.2025 № 140-ФЗ.
Комментарий
Внесение изменений, предусмотренных в Федеральном законе от 07.06.2025 № 140-ФЗ, позволит экспедиторам возможность легально и прозрачно подтверждать свою роль в перевозочном процессе за счёт применения электронных форматов документов. Общая цифровизация рынка сделает грузоперевозки более упорядоченными и прозрачными для всех участников, что в свою очередь повысит общий уровень безопасности в отрасли.
В связи с этим, начальник управления электронного документооборота ФНС России Федор Новиков отметил, что принятие этого закона «это важный шаг на пути цифровизации экономики. Транспортная отрасль традиционно находится в числе лидеров по внедрению современных технологий, и обязательное оформление электронных перевозочных документов станет следующим шагом к повышению прозрачности и эффективности взаимодействия бизнеса и государства».
По мнению директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полины Давыдовой, «переход на электронные документы в сфере транспортных перевозок – это не просто технологическое обновление, а стратегическое решение, определяющее будущее логистической отрасли. Обязательный электронный документооборот – именно то, чего рынок ожидал в последние годы. Без него невозможно создать по-настоящему цифровую, устойчивую и высокоэффективную систему грузоперевозок. Он является ключевым элементом полноценной цифровизации и основой для формирования Национальной цифровой транспортно-логистической платформы».
К.Л. Бречалов
Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»