Есть такая скороговорка про корабли, которые лавировали. В том же, что касается экспедиторов, то здесь история с обратным результатом – их деятельность зарегулировали так, что остается только понять, где для них заканчивается коммерческий интерес в ее осуществлении, а главное – когда. И вопрос этот связан не с использованием электронных документов или включением в реестр экспедиторов, а с «нагрузкой» в виде новых обязанностей, которая теперь возложена на этих участников транспортного рынка с принятием Федерального закона от 07.06.2025 № 140-ФЗ. Рассмотрим эти изменения более подробно, поскольку они в значительной степени являются не только существенными, но и в какой-то мере критичными для бизнеса – во всяком случае, в текущей ситуации.
1. Вопросы взаимодействия клиента и экспедитора.
С 01.09.2025 утрачивает силу п.4 ст.3 Федерального закона № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД), положениями которого предусматривалось, что Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Взамен положения, предусматривающего для экспедитора правовую возможность воздержаться от исполнения обязанности по исполнению договора до устранения клиентом обстоятельств, препятствующих этому – в статье 4 Закона о ТЭД добавились два требования, которые на практике могут явиться предпосылками для противостояния между клиентом и экспедитором:
-
Экспедитор обязан получить информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения им обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимую дополнительную информацию в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (пункт 4, изложен в редакции Федерального закона № 140-ФЗ);
-
Экспедитор не вправе приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей по договору транспортной экспедиции, либо в случае выявления в ходе реализации организационных мер в составе груза предметов и веществ, в отношении которых у экспедитора отсутствует возможность обеспечить соблюдение требований, указанных в статье 21 настоящего Федерального закона (п.42 добавлен на основании Федерального закона № 140-ФЗ).
Может показаться, что новая редакция п.4 ст.4 Закона о ТЭД снимает с Экспедитора ранее предусмотренную в нем обязанность проверять при приеме груза достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и, тем самым, обязанности по обеспечению надлежащих документов и информации (а также, риски и последствия такой недостоверности) – переносятся на клиента.
Вместе с тем, сохраняется обязанность проводить такую проверку в силу п.1 ст.4 Закона, что создает для экспедитора дополнительные риски в случае упущений или недобросовестных действий со стороны клиента (с учетом правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 15.06.2018 № 307-АД18-7120 по делу № А56-75249/2017). Новая версия Закона о ТЭД подкрепляет это новациями в виде включения в него ст.21, на которую замкнуты и другие его нормы.
В данном случае, обязанность Экспедитора проводить проверку достоверности документов и сведений о грузе может и в новой версии Закона о ТЭД рассматриваться как универсальное правило, дополняемое, в том числе, широко применяемой на практике правовой категорией «добросовестности» и «должной заботливости и осмотрительности», во взаимосвязи с «субъектом профессиональной деятельности».
Кроме того, предусмотренные ранее действовавшей редакцией п.4 ст.4 Закона о ТЭД правила в части обязанности экспедитора выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности – в значительной степени расширились, с включением в ст.4 указанного Закона пункта 41, определяющего порядок их взаимодействия.
В соответствии с этим пунктом, после получения экспедитором информации, необходимой для исполнения обязанностей в соответствии с поручением клиента и договором транспортной экспедиции, экспедитор обязан:
1) в случае, если в соответствии с договором транспортной экспедиции груз экспедитором принимается:
-
выдать клиенту экспедиторскую расписку;
-
принять организационные меры по соблюдению требований, предусмотренных в статье 21 Закона о ТЭД (выявление предметов запрещенные или ограниченные к обороту);
-
после подтверждения по результатам реализации организационных мер отсутствия в составе груза предметов и веществ, в отношении которых у экспедитора отсутствует возможность обеспечить соблюдение требований, указанных в статье 2.1 настоящего Федерального закона - заключить договоры, необходимые для организации перевозки груза, от имени клиента по доверенности (за исключением договоров перевозки и хранения) или от своего имени, выдать складскую расписку в случае приема груза на складское хранение;
-
предоставить клиенту оригиналы (в случае заключения от имени клиента) либо копии (в случае заключения от имени экспедитора) указанных договоров;
2) в случае, если в соответствии с договором транспортной экспедиции груз экспедитором не принимается:
-
заключить договоры, необходимые для организации перевозки груза, от имени клиента по доверенности или от своего имени (за исключением договоров перевозки и хранения);
-
предоставить клиенту оригиналы (в случае заключения от имени клиента) либо копии (в случае заключения от имени экспедитора) указанных договоров.
В рассматриваемом случае представляется интересной юридическая конструкция, в которой специально оговаривается, при каких обстоятельствах и условиях договоры перевозки и хранения могут быть заключены от имени клиента или экспедитора, в зависимости от того, принимается груз экспедитором для целей организации доставки, или не принимается.
На первый взгляд, может показаться, что все просто: экспедиторская расписка подтверждает принятие груза экспедитором, что позволяет ему заключить от своего имени договоры перевозки или хранения. В этом - и состоит содержание транспортно-экспедиционных услуг, оказание которых связано с фактом принятия вверенного груза самим Экспедитором, подтверждаемым экспедиторской распиской, как обязательным признаком исполнения договора транспортной экспедиции.
С другой стороны, при возникновении обстоятельств, когда «груз экспедитором не принимается» - резонным будет вопрос о том, как будут выстраиваться взаимоотношения сторон вышеуказанного договора, тем более, если в его рамках имеется согласованное сторонами поручение экспедитору, принятое им к исполнению. Закон напрямую не раскрывает случаев, в которых груз экспедитором не принимается, но при этом происходит заключение договоров для целей доставки грузов (в частности, перевозки – от имени клиента, по доверенности).
Полагаем, что основным критерием подобного разделения вариантов действий экспедитора, указанных в пп.1 и пп.2 п.41 Закона о ТЭД (в новой редакции) – является включение в Закон статьи 21, во многом определяющей характер взаимоотношений между экспедитором и клиентом, и ставящей в зависимость исполнение экспедитором его функций, как участника данной сферы транспортной деятельности.
2. Экспедитор – оперативный псевдоним или участник процесса доставки?
Включение в Закон о ТЭД статьи 21 , предусматривающей, что при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, экспедитор обязан обеспечить соблюдение требований к их перевозке, установленных законодательством Российской Федерации - является новацией, создающей правовую основу взаимодействия экспедитора и государственных органов (в частности, правоохранительных и надзорных).
Как следует из пп.1 п.41 и п.42 Закона о ТЭД, одним из таких требований является принятие организационных мер по выявлению предметов и веществ, указанных в ст.21 Закона. Перечень таких мер условиях их реализации определяются Правительством Российской Федерации (данное положение вступает в силу с 01.03.2026 г.).
В соответствии с п.43 Закона о ТЭД, в случае выявления в составе груза предметов и веществ, которые указаны в статье 21 , и в отношении которых у клиента отсутствует специальное разрешение, экспедитор обязан незамедлительно проинформировать об этом уполномоченный государственный орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В этих целях Минтрансом были разработаны «Правила информирования экспедитором уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, о выявлении в составе груза предметов и веществ, которые указаны в статье 21 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» и в отношении которых у клиента отсутствует специальное разрешение» (проект документа ID 01/01/07-25/00158165 опубликован на сайте https://regulation.gov.ru).
Представляется очевидным, что для целей реализации ст.21 Закона о ТЭД предусматривается обязанность Экспедитора по хранению информации об осуществляемой им деятельности (п.6 ст.4 Закона, в новой редакции).
Состав такой информации (не говоря уже о том, какой массив и содержание она будет представлять на практике) включает в себя сведения о:
-
заключенных договорах транспортной экспедиции,
-
сторонах этих договоров, лицах, привлекаемых к выполнению этих договоров,
-
свойствах грузов (прим.*: странно что не указывается про их виды и/или номенклатуру),
-
фактах приема, обработки, погрузки, хранения, разгрузки, передачи, выдачи грузов,
-
маршрутах следования,
-
видах транспорта, осуществляющего их перевозку,
-
иной информации, размещаемой в информационных системах, используемых при оказании экспедиционных услуг.
Установлен срок хранения такой информации - в течение трех лет со дня окончания исполнения этих договоров.
Согласно п.10 ст.4 Закона о ТЭД, экспедитор обязан обеспечивать прием, передачу и сохранность информации об экспедиционных услугах с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории Российской Федерации.
Кроме того, новая редакция Закона о ТЭД устанавливает порядок и условия взаимодействия экспедитора с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД (далее – органы ОРД) . В частности, это предусматривается п.7 – п.9 ст.4 Закона.
Согласно п.7 ст.4 Закона о ТЭД, экспедитор обязан предоставлять таким органам информацию, указанную в пункте 6 ст.4 Закона. При этом Правительством Российской Федерации определяются: состав информации, подлежащей хранению в соответствии с пунктом 6 данной статьи Закона, а также, место, правила, объем хранения такой информации и порядок ее предоставления указанным органам.
Кроме того, п.7 ст.4 Закона о ТЭД предусматриваются процедуры проверки по оценке соблюдения экспедитором правил хранения и порядка предоставления такой информации. В случае выявления нарушений правил хранения и порядка ее предоставления уполномоченный орган направляет экспедитору обязательное для исполнения требование об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.
В дополнение к вышеизложенному, экспедитор обязан обеспечивать реализацию требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения органами ОРД мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Данное требование предусмотрено в п.8 ст.4 Закона о ТЭД. Для этих целей Правительством РФ определяются порядок взаимодействия экспедитора с органами ОРД, а также, требования к оборудованию и программно-техническим средствам.
«Вишенкой на торте» является предусмотренное в п.9 ст.4 Закона о ТЭД положение о том, что «Экспедитор обязан передавать уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, по их требованию находящийся у него груз для проверки и (или) изъятия при наличии у указанных органов достаточных оснований полагать, что в составе этого груза содержатся предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, в отношении которых не соблюдены требования к перевозке, установленные законодательством Российской Федерации, а также обеспечивать предоставление указанным органам помещений (при наличии) для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Порядок передачи такого груза для его проверки и (или) изъятия устанавливается Правительством Российской Федерации».
В целях практической реализации положений вышеуказанной нормы Минтранс России разработал «Правила передачи экспедитором уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскные мероприятия, находящегося у него груза для его проверки и (или) изъятия» (проект документа, ID 01/01/07-25/00158167 размещен на сайте https://regulation.gov.ru)
Комментарий
Как в отраслевом, так и в юридическом сообществе рассмотренные выше изменения в Законе о ТЭД вызывают очень бурную реакцию, а с каждым «разбором» его положений вопросов возникает еще больше.
По мнению руководителя юридического отдела логистической компании SIGMA Дениса Доманова, «здесь видится некое перекладывание части обязанностей с органов государственной безопасности, обладающих правом на проведение оперативно-розыскной деятельности, на экспедиторов, не обладающих таким правом... По сути, данными поправками органы государственной безопасности хотят сделать экспедиторов первичным звеном, обеспечивающим безопасность перевозок».
Кроме того, бизнес ждут новые затраты на IT: потребуются покупка и адаптация программного обеспечения, покупка и обслуживание усиленных электронных подписей, интеграция с платформой «ГосЛог», организация электронной отчетности и хранения данных, указанных в п.6 и п.7 ст.4 Закона. Грозит экспедиторам и увеличение расходов на информационную безопасность.
Не в меньшей степени для соблюдения новых требований экспедиторам придется пересмотреть бизнес-процессы и создавать материально-техническую инфраструктуру на собственных рабочих площадках или складах грузоотправителей, обучать персонал, либо, привлекать сторонние специализированные компании для обеспечения исполнения новых требований Закона о ТЭД.
И, что абсолютно точно, экспедиторам и их клиентам, а также, перевозчикам и компаниям, оказывающим услуги складских терминалов – придется в массовом порядке пересматривать и редактировать колоссальный объем договоров, с их последующим согласованием между друг другом.
К.Л. Бречалов
Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»