Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости права » Перечень судов для целей судоходства и торгового мореплавания
01.10.2025

Перечень судов для целей судоходства и торгового мореплавания

Многофункциональное судно 07.10.32.jpg 01.09.2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.02.2025 г. № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах», регулирующий различные аспекты  в сфере обеспечения безопасности людей на указанных объектах и использования судов определенной категории. Одной из специфических черт, характерных для комплексного законодательного регулирования сферы обеспечения безопасности, находящейся в ведении различных органов исполнительной власти, является бланкетный характер правовых норм вышеупомянутого Федерального закона.  

Так, в развитие его положений МЧС России были разработаны и приняты «Правила пользования маломерными судами на водных объектах» (утв. Приказом МЧС России от 22.07.2025 N 636), которые вступают в силу с 01.03.2026 г. Этими Правилами устанавливаются критерии маломерного судна (п.1 Правил), требования к пользованию маломерными судами, включая вопросы движения и стоянки, обеспечению безопасности людей при их использовании, регламентируют обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами на водных объектах. Действие вышеуказанных Правил распространяется на маломерные суда, принадлежащие юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.

При этом, п.2 Правил предусматривалось, что они не распространяются на маломерные суда, используемые в целях обеспечения торгового мореплавания и судоходства, перечень категорий (типов) которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Кроме того, такие суда были отдельно указаны в п.1 ст. 21 и п.2 ст.25 Федерального закона от 3 февраля 2025 г. № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах», нормы которых касались вопросов государственной регистрации и освидетельствования маломерных судов.

Таким образом, задача по определению таких категорий судов была поставлена перед Минтрансом России, и не так давно она была им выполнена.

В частности, ее результатом стал проект Перечня категорий (типов) маломерных судов, используемых в целях обеспечения торгового мореплавания и судоходства, не подлежащих государственной регистрации в реестре маломерных судов, классификация и освидетельствование которых осуществляются в соответствии со статьей 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, и статьей 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ. 

Адвокаты АБ СПб "Инмарин" представляли рекомендации по перечню маломерных судов, используемых для целей судоходствва и торгового мореплавания, так как первоначальный проект Минтранса предполагал просто типологию судов безотносительно их назначения, но окончательная редакция приказа все-таки получила расщирение описанием функционального назначения судов. 

Финальный проект перечня  (ID 01/02/09-25/00159974) был опубликован 05.09.2025 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/projects/159974).

Вышеуказанный проект Перечня предусматривает следующие категории (типы) маломерных судов, используемых в целях обеспечения торгового мореплавания и судоходства:

1. Суда, построенные или оборудованные для перевозки грузов, пассажиров, специального персонала, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.

2. Суда, построенные или оборудованные для производства операций с грузами (краны плавучие, перегружатели, подогреватели и другие подобные типы).

3. Суда, построенные или оборудованные для производства аварийно-спасательных работ.

На практике принятие данного приказа означает выделение тех маломерных судов, которые остаются под надзором Регистров (РС, РКО). Примечательно, что в приказе указаны помимо судов сугубо технического флота также и суда для перевозки пассажиров, поэтому по смыслу приказа яхты, приобретаемые за рубежом для перевозки пассажиров в России, также должны остаться под надзором / освидетельствованием Регистра, особенно с учетом отсутствия зарубежных филиалов (представительств) органов ГИМС, которые могли бы освидетельствовать суда для целей присвоения Российского флага.  

Проектом приказа Минтранса России, которым утверждается вышеупомянутый Перечень, предусматривается, что приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.

Бречалов Константин Леонидович,

партнер, адвокатское бюро Санкт-Петербурга "ИНМАРИН" 

Маслов Кирилл Андреевич 

управляющий партнер, адвокатское бюро Санкт-Петербурга "ИНМАРИН"