Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » Условие Conoco Weather Clause: зонтик для фрахтователя от непогоды. Часть 1
12.11.2024

Условие Conoco Weather Clause: зонтик для фрахтователя от непогоды. Часть 1

Условие «Conoco» (О погодных условиях; Conoco Weather Clause; «CWC») часто включается в чартерные соглашения, но столь же часто возникают и споры относительно ее применения. В этой связи АБ СПб «Инмарин» уделяет значительное внимание практике применения различных видов и форм чартеров, использующихся в торговом судоходстве, а также, вопросам возникновения и урегулирования споров, относящихся к сталийному времени и демереджу (Laytime&Demurrage).

В представленной статье рассматриваются некоторые практические примеры применения CWC в контексте различных стандартных форм чартерных перевозок.

 Что такое Conoco Weather Clause и как оно работает

Условие CWC предполагает, что задержки в постановке к причалу для погрузки или разгрузки, а также любые задержки после стоянки, вызванные погодными условиями, засчитываются как половина времени простоя, или как время простоя при половине ставки за простой. 

Как работает CWC?

На практике Conoco Weather Clause инициируется фрахтователем, а судовладельцы свободны в доказывании того, что любые задержки с причаливанием, погрузкой или разгрузкой, не вызваны неблагоприятными погодными условиями. 

В общем плане, CWC существует для того, чтобы обеспечить разделение рисков расходов между судовладельцем и фрахтователем во время неблагоприятных погодных условий, которые препятствуют причаливанию, погрузке или разгрузке судна.

Существует два основных правила, которые необходимо учитывать, прежде чем инициировать применение условия CWC:

1) Сталийное время (Laytime) уже началось.

2) Документально подтвердить, что возникшие задержки в причаливании, погрузки и выгрузки вызваны плохой погодой. Лучшим доказательством является получение детализированного письменного подтверждения от оператора/администрации порта (и/или агентов) о том, что движение судов было прекращено из-за плохой погоды, что привело к закрытию порта или остановке работы из-за непредвиденных погодных условий.

Достоверное установление момента, с которого начался отсчет сталийного времени и времени простоя – является чрезвычайно важным, поскольку от этого зависит формирование доказательственной основы для расчета стоимости простоя, а судебные разбирательства по спорам, возникающим в связи со сталийным временем и демереджем, часто являются длительными процедурами.

Практические примеры применения CWC в чартерах

В данной части рассматриваются отдельные практические аспекты того, как применяется CWC в чартерах ASBATANKVOY и SHELLVOY 5.

Как и во всех спорах категории Laytime&Demurrage, отправной точкой является вопрос о том, началось ли сталийное время, определенное чартером, поскольку до тех пор, пока оно не началось – условие о CWC применяться не будет.

Впрочем, это будет зависеть от согласованных положений чартеров и конкретных обстоятельств, при этом общая позиция по соответствующим разделам вышеупомянутых чартеров выглядит следующим образом:

ASBATANKVOY

В пункте 9 чартерной партии Asbatankvoy указано, что период Laytime может устанавливаться на основании двух требований:

1) Причал должен быть доступен по прибытии (Reachable On Arrival; ROA),

2) Капитан судна уже отправил уведомление о готовности (Notice of Readiness; NOR).

Указанные требования распространяются в равной степени как на физические, так и на нефизические препятствия. Физические или нефизические препятствия не являются частью Laytime, а причина недоступности не имеет значения, и причал в равной степени считается непригодным для использования в таких случаях, как:

  • Отсутствие буксиров;

  • Заторы в порту;

  • Плохая погода;

  • NOR уже выдан, но судно не имеет доступа к назначенному для него причалу, по причинам, находящимся вне контроля фрахтователя.

На последнее из указанных обстоятельств возможно полагаться только в том случае, если время стоянки у причала соответствует требованиям ROA и выданный NOR является действительным, вследствие чего сталийное время началось.

 

SHELLVOY 5

В отличие от формы Asbatankvoy, в Shellvoy 5 не требуется, чтобы причал был готов к использованию. В пункте 13(1)(a) Shellvoy 5 указано, что время ожидания может начинаться в двух сценариях:

1) Если судно направляется прямо к причалу, то отсчет времени начинается через 6 часов после того, как судно будет во всех отношениях готово к погрузке или разгрузке, о чем будет направлено письменное уведомление;

2) Если судно не направляется немедленно к причалу, отсчет времени начинается через 6 часов после того, как

(i) судно находится в том месте, где ему было приказано ждать, или, при отсутствии какого-либо такого специального указания, в обычном месте ожидания и

(ii) получено письменное уведомление о готовности, и,

(iii) указанный причал доступен. Причал будет считаться недоступным из-за плохой погоды, приливных условий, обледенения, ожидания дневного лоцмана или буксиров, а также из-за требований портового управления движением.

Тот факт, что судно не может подойти непосредственно к причалу, не препятствует началу стоянки, и, следовательно, из этого следует, что CWC может применяться в ситуациях, когда судно еще не находится у причала, при условии, что этот причал «доступен».

Доступность в соответствии с пунктом 13(1)(а) Shellvoy 5 является определенным термином, и причал будет считаться недоступным только при одном из указанных обстоятельств.

Заключение

 Как и во всех спорах о сталийном времени и демередже, требуется тщательный анализ фактической базы, в том числе:

  • Определение момента, когда началось сталийное время;

  • Имел ли место факт простоя, и если имел, то с какого момента он начался, и по каким причинам возник;

  • Условий чартера о сталийном времени и простое.

Исчисление срока начала простоя зависит исключительно от согласованных условий чартера, и часто является предметом споров, когда возникает вопрос о расчетах за простой.

Предполагая, что «время пошло», вопрос о том, будет ли применяться CWC в дальнейшем - будет «вопросом факта», и потребует тщательного рассмотрения обстоятельств. Если фрахтователи смогут доказать, что задержка была вызвана плохой погодой, то на судовладельцев ляжет бремя доказывания того, что произошел разрыв в причинно-следственной связи, и, что плохая погода не была реальной причиной задержек.

В следующей статье будут рассмотрены отдельные вопросы применимости условия CWC и исключений в его применении, с приведением примеров судебной практики.

 

 

Бречалов Константин Леонидович 

Адвокат, партнер АБ СПб «Инмарин»


 Используемые источники:

  1. What Is The Conoco Weather Clause (CWC)? Gerrit Poel // https://www.freightcourse.com/conoco-weather-clause  

  2. The Conoco Weather Clause - When is Bad Weather an Exception. 01.06.2018 // https://www.steamshipmutual.com/publications/articles/conococlause_0418 

  3. Demurrage. 24.11.2019 // https://knowledgeofsea.com/demurrage