Главная » ИНФОЦЕНТР » Новости » О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства по вопросу корректировки таможенной стоимости товаров
31.07.2017

О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства по вопросу корректировки таможенной стоимости товаров

О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства по вопросу корректировки таможенной стоимости товаров 

12.05.2016 года Пленум ВС РФ опубликовал Постановление №18 (далее – Постановление), содержащее разъяснение порядка применения норм таможенного законодательства и регулирования таможенных отношений.

Действующее регулирование по вопросам определения таможенной стоимости ввозимых товаров основано на правилах ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и на Соглашении по применению статьи VII ГАТТ 1994 (ч. 3 ст. 1 Соглашения от 25.01.2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», далее - Соглашение).

Обязанностью декларанта является самостоятельное определение таможенной стоимости ввозимого им товара, с которой таможенный орган может не согласиться. В этом случае может возникнуть спор в отношении правильности определения таможенной стоимости и риск ее корректировки. При этом, при оценке соблюдения декларантом требований законодательства следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (п. 6 Постановления).

Таким образом, документы, представленные декларантом, должны быть полными, прозрачными и всесторонними, без противоречий и неточностей (технических недостатков) в них, во избежание предоставления таможенному органу конкретных оснований для возникновения сомнений в правильности заявленной таможенной стоимости и разницы в отклонении от цен на однородные и / или идентичные товары.

Судебная практика показывает, что отказ декларанта от представления запрошенных таможенным органом сведений и документов, сокрытие декларантом сведений о взаимосвязи декларанта и поставщика, представление подложных товаросопроводительных документов являются основанием для признания действий декларанта неправомерными и направленными на занижение таможенной стоимости товаров (А06-2646/2014, А06-2652/2014, А06-2809/2014, А06-2953/2014, А06-3051/2014).

Декларант имеет право и должен мотивированно оспаривать выводы таможенного органа о неверном расчете и определении таможенной стоимости товаров, в ином случае решение таможенного органа будет признано обоснованным. Если декларант отказывается от представления документов и пояснений, это расценивается, как отказ от права на подтверждение таможенной стоимости. Декларантом должны быть представлены таможенному органу документы, на основании которых можно проанализировать сведения о стоимости товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от цены на однородный товар, а также уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны вывоза (экспортная декларация).

Основываясь на изложенном, решения таможенного органа признаются законными при совокупности следующих условий:

  1. Декларант не представил соответствующие документы, устраняющие выявленные таможенным органом противоречия;
  2. Декларант не представил документы, обосновывающие значительное отличие заявленной стоимости от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, по однородным товарам;
  3. Таможенный орган получил дополнительные доказательства, свидетельствующие о занижении заявленной декларантом таможенной стоимости.

Между тем, судебная практика подтверждает, что незначительные недостатки в документах не могут являться основанием для признания таможенным органом действий декларанта недобросовестными  (А12-2015/2016). Техническая ошибка не всегда свидетельствует о недостоверности сведений о таможенной стоимости ввезенного товара. Ошибки не являются основанием для корректировки таможенной стоимости, если они не опровергают факта ввоза именно того товара и по той цене, сведения о которых заявлены в декларации и подтверждены всей совокупностью документов (А51-14847/2016).

Одновременно с этим, таможенные органы должны предоставлять декларанту реальную возможность осуществить представление дополнительных документов, а так же не выносить каких-либо финальных решений в отношении размера таможенной стоимости ранее истечения срока, установленного для представления дополнительных разъяснений и документов (А51-12281/2016). Возможность устранить недостатки и разночтения в документах должна быть реальной (А51-32919/2014).

При этом в случаях, когда товары ввозятся по цене, которая значительно ниже сопоставимых цен на идентичные / однородные товары, от декларанта разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременный сбор доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара именно по такой цене (А04-8201/2016). Декларант в любом случае должен обосновать низкий уровень стоимости заявленного товара по сравнению с информацией о стоимости сделок на товары того же класса и вида, от ценовых предложений производителей однородных товаров.

Декларант не может отказаться от представления документов, являющихся стандартными для индустрии. Например, заблаговременное предоставление производителем / поставщиком прайс-листа до подписания контракта и / или до поставки товара является обычной коммерческой практикой (деловым обыкновением). Таким образом, заявление декларанта о том, что прайс-лист не предоставляется, может быть признано необоснованным.

Более того, декларантом не может быть искусственно создана ситуация, в которой невозможно определить таможенную стоимость товара. Такая квалификация действий декларанта возможна при отсутствии контракта и надлежащего инвойса по нему, в которых бы содержалась полная дифференцированная информация о конкретном количестве и стоимости видов товара, а так же при непредставлении экспортной декларации, при включения в расчет завышенных транспортных расходов, призванных скрыть занижение стоимости ввезенного товара.

Основываясь на всем вышеизложенном, при ввозе товаров на территорию РФ и определении их таможенной стоимости, декларантам рекомендуется уделять особое внимание согласованию значимых условий внешнеторгового контракта, а так же принимать меры во взаимодействии с таможенным органом для полного, последовательного и объективного устранения возникших у таможенного органа обоснованных сомнений в достоверности ценовых сведений. Указанный комплексный подход позволит избежать споров о порядке определения и размере таможенной стоимости товаров.

 

Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна

© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»