О порядке подтверждения обстоятельств непреодолимой силы в качестве причины утраты груза перевозчиком / экспедитором.
В рамках осуществления морских перевозок, участники могут столкнуться с целым рядом событий, которые приводят к утрате груза. Не каждый груз может быть утрачен исключительно по вине перевозчика или экспедитора. Часто, причиной утраты становится действие обстоятельств непреодолимой силы (далее – ОНС).
В качестве примера можно привести реальное дело, рассмотренное судом в 2014 году. Груз, врученный отправителем экспедитору для организации перевозки, был утрачен фактическим перевозчиком в результате затопления после крушения контейнерного судна в открытом океане. Судно разломилось надвое под действием шторма. Должны ли экспедитор и перевозчик нести ответственность за утрату груза при указанных обстоятельствах? Правомерна ли ссылка сторон на утрату груза в результате действия ОНС?
Правовая квалификация
Часть 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) устанавливает, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Пункт 2 Положения о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора предусматривает, что ОНС – это «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (стихийные явления, военные действия и т.п.)».
Часть 1 ст. 7.1.7 Принципов УНИДРУА устанавливает, что «сторона освобождается от ответственности за неисполнение, если она докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий».
Между тем, четкий перечень ОНС законом не предусмотрен. Что бы избежать правовой неопределенности, стороны имеют право самостоятельно, на стадии заключения договора, определить обстоятельства, которые будут квалифицироваться в качестве ОНС, применительно к их правоотношениям (Постановление 11 ААС от 31.03.2011 года по делу N А55-21363/2010).
Указанный список не должен входить в противоречие с императивными нормами законодательства, в том числе, с ч. 3 и ч. 4 ст. 401 ГК РФ, по которым не может быть исключена ответственность стороны за нарушение обязанностей ее контрагентами, за отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, за отсутствие у стороны необходимых денежных средств, а так же за умышленное нарушение обязательства.
Квалификация обстоятельства в качестве ОНС производится судом, сторонами, исходя из положений договора, обстоятельств каждого дела, а так же общей судебной практики. В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 года N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230)
Доказывание
В силу взаимосвязанных положений п. 2 ст. 401 ГК РФ и ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) бремя доказывания наличия непреодолимой силы возложено на лицо, которое подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности. В случае утраты груза данным лицом является перевозчик, либо экспедитор, организовавший перевозку, выступивший стороной договора перевозки груза.
Договоры между сторонами, часто, устанавливают порядок подтверждения действия ОНС, в том числе, через обращение заинтересованной стороны для свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее – ТПП РФ) ОНС в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. Такое условие, впрочем, не применимо в случаях, когда утрата груза под действием ОНС случилась за пределами Российской Федерации, куда юрисдикция ТТП РФ не распространяется. В случае заключения международных контрактов, рекомендуется предусматривать свидетельство ОНС силами компетентных в данной сфере органов государства, в котором, либо ближе всего к которому груз был утрачен. Такими органами могут стать, в том числе, суды, адвокаты, Торгово-промышленные палаты других стран.
В случае если порядок подтверждения ОНС в договоре не предусмотрен, стороны имеют право представлять любые допустимые доказательства, которые свидетельствуют возникновение ОНС в соответствии с положениями договора и применимой практики - документы компетентных органов, которыми могут быть справки о пожаре, наводнении, землетрясении, урагане, военных действиях, запрещении экспорта и импорта товаров, эпидемии, забастовке.
В любом случае, если стороны осуществляют самостоятельное доказывание действия ОНС, исходя из буквального толкования положения ст. 401 ГК РФ, доказыванию подлежат два обстоятельства - непредотвратимость и чрезвычайность (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2011 года по делу N А19-14631/2010). Чрезвычайным обстоятельством считает событие, которое нельзя предвидеть (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2010 года по делу N А70-1782/2009), а непредотвратимым – то, которое не зависит от воли ответственного лица (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 года по делу N А70-4852/2011).
Судебная практика, наравне со свидетельством ОНС от ТПП РФ, устанавливает в качестве безусловного доказательства события, имеющего признаки ОНС, и другие документы. В пункте 4 Информационного письма от 13.08.2004 года N 81 Президиум ВАС РФ установил, что морской протест капитана судна является существенным доказательством шторма, повлиявшего на морское судно в процессе перевозки, однако указал, что протест не является доказательством существования причинно-следственной связи между штормом и ущербом грузу.
Причинно-следственная связь
Одно лишь наличие в деле ОНС не может автоматически освобождать перевозчика или экспедитора от ответственности за утрату груза. Для целей исключения ответственности лицо должно представить доказательства наличия причинно-следственной связи между действиями обстоятельств непреодолимой силы и возникновением ущерба (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 N 09АП-6346/2015-ГК по делу N А40-88328/14).
Указанным доказательством может служить сюрвейреский отчет по результатам исследования груза, показания свидетелей и экспертов. Между тем, такое доказывание становится практически невозможным в случае, если груз утрачен, а так же если при утрате груза имели действия несколько обстоятельств, в равной степени имевших возможность повлиять на утрату.
Отсутствие вины
Из содержания нормы ст. 401 ГК РФ следует, что характерным признаком освобождения от ответственности является отсутствие вины лица, не исполнившего обязательства (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 года по делу N А43-23515/2014). В случае, когда причинно-следственная связь между утратой груза и обстоятельствами ОНС трудно доказуема, экспедитору и перевозчику предстоит доказать, что утрата произошла не в результате его виновных действий.
В отношении утраты груза, произошедшей в процессе оказания транспортно экспедиторских услуг, действующим законодательством установлено правило, в соответствии с которым экспедитор освобождается от ответственности, если утрата или повреждение груза явились результатом действия ОНС или при отсутствии вины экспедитора (ч. 1 ст. 7 Закона N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Бремя доказывания этих обстоятельств, в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 401 ГК РФ, возлагается на экспедитора.
В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 года по делу N А36-5292/2013 суд указал, что вина выражается в форме умысла или неосторожности. Под умыслом понимается предвидение вредного результата противоправного поведения и желание либо сознательное допущение его наступления. Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости. Таким образом, не может быть признан виновным в утрате груза экспедитор, в том числе, если такая утрата произошла по причине действий, за совершение которых он не отвечает (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2012 года по делу N А56-62014/2010).
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, процедура освобождения лица от ответственности в связи с утратой имущества по причине ОНС имеет сложную правовую конструкцию. Доказыванию подлежит не только факт возникновения ОНС при утрате груза, но так же наличие причинно-следственной связи между ОНС и утратой груза, при отсутствии одновременной вины ответственного лица в такой утрате.
Такое доказывание должно строиться, исходя из положений договора, четкого определения обстоятельств, которые стороны относят к ОНС, а так же доказательств, достаточных для их подтверждения.
Судебная практика подтверждает, что на экспедиторов и перевозчиков возлагается повышенная ответственность за сохранность груза, а суды не склонны повсеместно применять положения ч. 1 ст. 7 Закона N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» для освобождения их от такой ответственности.
С целью уменьшения потенциальных убытков, вызванных утратой переданного им груза, экспедитором рекомендуется заранее принимать необходимые меры по уменьшению возможных негативных последствий: осуществлять страхование своей ответственности, сотрудничать с проверенными транспортными службами, уделять особое внимание условиям договора, регулирующим ответственность и порядок определения ОНС.
©Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2015